Как появились и исчезли цирки уродов в США

Как появились и исчезли цирки уродов в США.
https://telegra.ph/CIRK-URODOV-11-26

Чувство прекрасного и эстетическое удовлетворение — совокупность сложных и, зачастую, парадоксальных черт и качеств, объяснить которые довольно тяжело. Откройте самый прекрасный розарий, а напротив него — кунсткамеру, и понаблюдайте за толпой: посмотреть на уродства и несовершенства соберется куда больше людей, чем насладиться ароматом цветущих бутонов.Сложно сказать, кто первым понял, что «неожиданное изувеченное» куда привлекательнее «ожидаемого прекрасного», однако совершенно точно можно утверждать, что первой нацией, сделавшей из этого шоу, стали американцы. Их цирки уродов славились на весь мир как кочевые таборы бродяг-изгоев, которые умели лишь позировать и учились не реагировать на крики обескураженной толпы.Еще до создания цирков, в Европе были кочевники-одиночки, выступавшие на площадях за еду и мизерное вознаграждение. Одними из самых известных «артистов» первой половины XVII столетия были братья Лазарь и Йоханнес Баптиста Коллоредо. Родившиеся в 1617 году в итальянской Генуе, сиамские близнецы, из тела одного из которых торчала грудь и голова другого, странствовали по тогда еще нищей, болезненной Европе. Историки считают, что братья были умственно отсталыми, немыми и плохо слышали. Прославились они, главным образом, благодаря визиту ко двору Карла I — король Англии, как и все монархи того времени, любил коллекционировать диковинки, однако эта при его дворе прижилась ненадолго.С XVI столетия физические аномалии при рождении перестали считаться предзнаменованием появления дьявольских отродий, злых духов и нечисти. В XIX веке, когда среди населения Европы фриков всех мастей хватило бы на создание, к примеру, национального или культурного меньшинства, с ними начали работать «менеджеры» - люди, которые гарантировали бродяжкам защиту в обмен на солидный процент их заработка, а также предоставляли артистам кров и еду. В США цирки уродов стали прибыльным бизнесом.Цирковых программ при участии людей с теми или иными аномалиями было довольно много. Если феномен человека можно было как-то активно использовать, например, организовать поднятие тяжестей для силачей, дать подержать кому-то из аудитории шпагу, которую затем проглотят, или позволить расчесать мохнатое лицо артиста ребенку из толпы, за это взималась дополнительная плата. Остальных артистов выставляли на помост, превращая на время шоу в музейные экспонаты. Обычно их было десять, отсюда и название - Ten in One. Аналогом отечественной кунсткамеры, помимо Египетского зала аномалий на Пикадилли в Великобритании, была американская выставка «pickled punks» («маринованная дрянь») - мероприятие, в рамках которого на полках стройными рядами стояли банки с заспиртованными изувеченными животными или детьми, эмбрионами или частями человеческого тела, включая татуированную кожу.Первое «пробное» американское фрик-шоу появилось в 1829 году — главным экспонатом в нем были сиамские близнецы Чан и Эн. В 1844 году американский менеджер цирка П.Т. Барнум путешествовал по Англии со своим компаньоном Томом Тамбом (прозвище, анологичное «мальчик-с-пальчик»). Крошечный человечек тешил публику смешными выступлениями и пародиями на военных того времени, за что позже получил прозвище Генерал Том Тамб. Год спустя Барнум и Том Тамб добрались до двора Королевы Виктории — с ними прибыла русалка, которую Барнум выдавал за странное существо, приобретенное у купцов с Фиджи — практически неизвестного тогда американцам и европейцам государства. На самом деле «русалкой» был экспонат, сделанный из маленькой обезьянки с пришитой к ней хвостовой частью крупной рыбины и покрытый панцирем из папье-маше.Вообще Барнум был тем еще шарлатаном — в 1860 году его табор пополнил Уильям Генри Джонсон, которого в разное время предприимчивый менеджер называл то «человеком-обезьянкой», то гномом. Джонсон был темнокожим микроцефалом, который бессвязно разговаривал на таинственном языке, придуманном самим Барнумом. Во время гражданской войны Барнум укрывал искалеченных диверсантов, придумывая им различные легенды.Английским коллегой Барнума, выступавшим в Лондоне и молодой Америке, был Том Норман. В его цирке были «женщина-скелет», «шароголовый» ребенок, дама, откусывавшая головы живым крысам, толстухи, великаны и гномы, которых перед каждым выступлениям старательно гримировали и заставляли говорить на языке «таинственных зулусов».Уильям Генри Джонсон.Помимо добровольного прихода в труппу шоу уродов, были случаи, когда актеров забирали туда без их согласия. Самый известный из них произошел с китайцем Ху Лу, который прибыл в Англию для операции по удалению 25-килограммовой опухоли мошонки. На вокзале его встретил один из менеджеров цирка, предложив работу, но тот кое-как через переводчика объяснил, что приехал в Англию оперироваться. Менеджер проследил за тем, в какой госпиталь его отправят, и записался в зрители операции, которая завершилась неудачно. После процедуры он тайком от начальства клиники приобрел труп китайца, и возил его заспиртованные гениталии по стране добрый десяток лет.Важнейшую роль в паноптикуме играл шоумен-ведущий, зачастую сам с каким-то незначительным уродством, вроде шестого пальца или заячьей губы. Его приглашали комментировать выставки, в качестве площадок для которых использовались захудалые продуктовые или любые другие магазины, снимаемые в аренду на время. Вопреки расхожему мнению, подобные шоу чаще всего проводили по вечерам, чтобы избежать проблем с полицией. Беспорядков на таких мероприятиях не было: с подпитыми гостями мероприятий обычно разговаривали вышибалы, а вот интеллигенцию на шоу часто не пускали купленные полицейские: дело в том, что менеджеры представлений боялись, что среди них окажется врач, который вместо восхищения поделится с толпой своими суждениями о том, как низко и подло использовать людей с различными медицинскими патологиями для заработка.Шоу уродов начали исчерпывать себя с 1890 года, когда наука в США и Европе постепенно стала давать отпор мракобесию и религиозной оголтелости, падкой на чудеса. Почти полным исчезновением цирка диковинок ознаменовался 1950 год: с одной стороны, люди потеряли интерес к уродствам, с другой — среди общественно-политических деятелей США и Великобритании возрастало моральное давление на менеджеров подобных развлечений. В двадцатые годы законники впервые заговорили о правах инвалидов, которых после Первой мировой войны хватало, строительство железных дорог и рост числа водного транспорта позволил людям путешествовать самим, понимая, что за океаном нет никаких таинственных племен гномов и русалок. Большинство экспонатов цирка уродов были обследованы медиками; патологиями перестали восхищаться — их стали лечить.В настоящее время современные, адаптированные цирки уродов, человеческие зоопарки, кунсткамеры и прочие диковинные места остаются в качестве развлекательных рудиментов, не имеющих коммерческого успеха. Лишившись былой массовости, они превратились в единичные случаи, не имеющие глобального культурного влияния.

Как вы думаете

Предыдущая новость

Эксперты ФБР отмечают, что поток дезинформации может серьезно осложнить расследование, особенно если убийца еще не пойман

Следующая новость