Цели и принципы стандартизации в механизме реализации стратегии инновационного развития
7 марта 2012Недооценка роли патентных и маркетинговых служб в выработке и реализации стратегии инновационного развития отрицательно сказывается на конкурентоспособности и расширении рынков товаров и услуг, приводит к потерям валютных средств в торговле технологиями. В стране лицензионные договоры заключаются в основном между внутренними субъектами хозяйствования, и лишь небольшая их доля приходится на страны СНГ. Продажа лицензий фирмам промышленно развитых стран либо незначительна (менее 1 % заключенных договоров), либо вовсе отсутствует. Из этого следует, что патентообладатели или не умеют продавать результаты интеллектуальной деятельности или в их изобретениях не соблюдены основные принципы стандартизации, продукты не отвечают потребностям потенциальных покупателей.
Для успешной продажи лицензий необходимы, как минимум, техническая (технологическая) и экономическая оценка результатов НИОКР и созданных изобретений на предмет того, соблюдены ли в их изготовлении принципы стандартизации, наличие изготовленных образцов для демонстрации их параметров, организация рекламных и PR-компаний, поиск и налаживание контактов с потенциальными покупателями, опыт проведения технических и коммерческих переговоров. Выполнение всего комплекса работ по продаже лицензий невозможно без помощи профессиональных специалистов: патентоведов, маркетологов, юристов, консультантов по управлению интеллектуальной собственностью и других специалистов, знающих принципы стандартизации и международного маркетинга.
В зависимости от деловой стратегии организации (стратегия лидерства, стратегия совершенствования, стратегия быстрого освоения новых рынков, стратегия разработки новых товаров, стратегия диверсификации и т.п.) необходимо иметь адекватную модель управления ее реализацией, которая бы строго учитывала сложившиеся на рынке цели и принципы стандартизации продукции.
Обобщенно, такая модель управления разработкой нового продукта включает несколько стадий, но определяющей стадией в этой модели является разработка концепции нового продукта, которая включает ее планируемые характеристики и цели концепции, предварительные оценки необходимых ресурсов, анализ препятствий для выхода на рынок, оценку возможных доходов. Концепция должна базироваться на достоверности информации, возможности обеспечения преимуществ, степени удовлетворения потребности рынка, предполагаемой цене продажи, характеристике потенциальных рынков.
Проработка вариантов концепции, проверка и выбор наиболее приемлемой (с точки зрения того обстоятельства, чтобы не были нарушены принципы стандартизации и удовлетворены потребности потенциальных покупателей) требует глубоких патентно-информационных и маркетинговых исследований, технико-экономической оценки результатов исследований, обоснованности идей и созданных изобретений. Исходя из этого, принимается решение о разработке нового продукта.
На стадиях разработки и экспериментальной проверки решаются вопросы идентификации собственника результатов исследований и разработок, а также распределения прав на них между заказчиком, инвестором, исполнителями и авторами изобретений и промышленных образцов. Одновременно проводится исследование патентоспособности технических решений и осуществляется патентование созданных объектов промышленной собственности. При распределении прав на объекты интеллектуальной собственности, как правило, учитывают характер договорных обязательств, вклад каждого участника в создание, правовую охрану и освоение производства нового продукта, предполагаемое участие в коммерческом использовании. На этих стадиях проводятся анализ ситуации на рынке, оценка технического уровня и технологичности нового продукта, уточняются планы последующих стадий. Изготовление и доработка опытного образца сопровождается проверкой патентной чистоты нового продукта, оценкой того, насколько в нем соблюдены нормы и принципы стандартизации, оценкой возможных затрат на его производство и реализацию, корректировкой маркетинговой стратегии.
Завершается стадия изготовлением опытной партии нового продукта, рыночными испытаниями, регистрацией товарного знака. Рыночные испытания позволяют определить соответствие параметров продукта заложенным при разработке концепции, а также условиям безопасности и экологическим требованиям. Конечная цель этой стадии - определение возможного спроса, объема продаж, ценовой политики.
По результатам рыночных испытаний принимается решение об организации серийного производства, определяются поставщики материалов и комплектующих изделий, проводится сертификация нового продукта, уточняются планы продаж, определяются конкретные товарные рынки, создается система сервисного обслуживания.
На стадии коммерческой реализации осуществляется также проработка возможностей продажи сопутствующих лицензий на созданные при выполнении инновационного проекта современные технологии.
Безусловно, модели управления инновационной деятельностью и интеллектуальной собственностью будут иметь различия в зависимости от вида организации (научно-исследовательские, проектно-конструкторские, промышленные предприятия, малые инновационные фирмы и т. п.), выбранной стратегии, интеллектуального потенциала, организационной структуры, инвестиционного капитала и других факторов. Кроме того, необходима развитая инфраструктура поддержки инновационного развития (соответствующие организации, фонды, учреждения), создание благоприятных условий (законы и нормативные акты, система налогообложения) стимулирования предпринимательской деятельности.
Источник: fb.ru