Принципы разделения властей как политико-правовая теория
11 марта 2012Разделение власти – это доктрина, которая исходит из утверждения необходимости деления государственной (в широком понимании – любой иной) власти на автономные и взаимоконтролирующие ветви. Применительно именно к государственной власти предполагается деление на законодательную ветвь, исполнительную и судебную.
Конституционные принципы разделения властей впервые как право-идея были предложены Дж. Локком в его теории «общественного договора». Это произошло в 1689 году. Как политико-правовая категория, принципы получили распространение в середине 18 века после появления работ Ш.-Л. Монтескье.
Однако не следует считать, что это время и является периодом практического начала реализации идеи. Некоторые принципы или их элементы встречаются в теоретических разработках мыслителей древности. Так, еще Аристотель предлагал делить власть на ветви, только в качестве таковых приводил законодательную, судебную и должностную, где каждую из ветвей возглавляет отдельный орган.
Принципы разделения властей как правовая норма были реализованы в Конституции США, причем авторы – «отцы-основатели» - выделяли еще и принцип «вертикального» деления, который должен был регулировать отношения между федеральным центром и штатами. К началу 19 века принципы разделения властей получили довольно широкое признание как один из ведущих постулатов государственно-правовой науки, который, тем не менее, продолжал развиваться, например, в некоторых странах перечень принципов толковался расширительно - выделялись в качестве самостоятельных еще и учредительная, контрольная, избирательная ветви.
Как политико-правовая идея принцип разделения властей предполагает, что само их наличие в праве и практическая реализация являются основой для построения и функционирования современного государства.
Принципы разделения властей предполагают ряд организационных и содержательных решений, которые выступают базовыми при конструировании государственной модели и права. Они предусматривают, что каждая из видов власти осуществляется специально созданным для этого органов власти: законодательная – парламентом, исполнительная – органами исполнительной власти (кабинет министров), судебная – судебной системой. При этом утверждается относительная независимость деятельности всех этих институтов, которая технически реализуется путем разделения полномочий и сфер приложения этих властных полномочий.
Функции органов власти распределяются таким образом, чтобы властные полномочия не дублировались в действиях их органов, а также чтобы каждая из ветвей могла в определенной степени контролировать другую ветвь. В государствах с многоуровневой системой построения формы государственно-территориального устройства (федерациях) помимо этого предусматривается и четкое распределение полномочий между властными органами центра и регионов, входящих в состав данного государства. Современная модель разделения властей содержит и требование обеспечения правового баланса между ветвями. Делается это для того, чтобы не допустить правового доминирования одной ветви над другой и, таким образом, не привести государство к установлению тоталитарного политического режима, для которого именно такая конструкция и характерна.
Принципы предусматривают необходимость построения такого механизма осуществления власти, в котором ветви будут взаимно сдерживать друг друга за счет законодательно распределенных полномочий взаимоконтроля и уравновешивать путем четкого установления для каждой ветви предмета своего ведения.
На сегодняшний день идея разделения властей является общепризнанным принципом построения современного государства и реализуется в той или иной степени практически во всех странах мира, где сложилось присутствие демократических начал в этой сфере. Некоторые страны используют классическую модель, а в других применение данных принципов опосредовано национальными традициями построения государства и культуры. Например, в Китае, кроме традиционных, еще выделяются такие ветви, как контрольная и юридическая. Такое же положение дел и на Тайване.
В государствах, где сложились тоталитарно-авторитарные политические режимы, принципы разделения властей либо не реализуются вовсе, либо осуществляются формально.
Источник: fb.ru