Инновационная политика
27 августа 2012Одна из актуальнейших проблем сегодняшней экономики России - подъем производств с наукоемкими отраслями с целью повысить конкурентоспособность. Для этого нужен выход к передовым технологиям и внедрение их в работу. В этом и заключается государственная инновационная политика.
Теоретически, можно пойти по двум путям: либо приобретение ноу-хау уже известных технологий компаний с мировым именем, либо опираться на свой собственный научный потенциал. Второй более перспективен, но здесь на пути стоят барьеры, организационно-управленческие, финансовые.
Инновационная политика государства осуществлялась долгие годы лишь в крупнейших учреждениях посредством планирования и бюджетного финансирования, но не шел учет закономерностей и особенностей процесса инновационного.
В малом бизнесе особо уязвим именно инновационный бизнес. История показывает высочайшую активность инноваций в этой области с 1990 по 1995 гг. Но созданные активы распадались, в большинстве своем не просуществовав даже пару лет, - слишком неблагоприятными были условия:
- непомерно высокие налоги;
- сложности в аренде помещений;
- дорогие энергия и сырье.
Инновационные предприятия не могли надеяться на государственную поддержку. Именно поэтому мы продолжаем наблюдать спад активности в двух важнейших сферах, способных вывести Россию в лидеры на мировом рынке: спад в сфере производственной и спад в сфере научно-технической. И это лишний раз доказывает: государственная инновационная политика должна меняться.
Хочется верить, что, несмотря на то, что сегодня российский рынок "хватает" практически любой товар (и даже не всегда лицензионный), мы увидим в ближайшее десятилетие мощное развитие инновационной деятельности и в частности - на уровне предприятий, как больших, так и самых малых. Инновационная политика должна быть построена так, чтобы все предприятия, независимо от их размера, имели доступ к "свежему воздуху": снижение налогов, возможность внедрения новых, перспективных технологий. Поддержав предприятия сегодня, дав им закрепиться и прочно стать на ноги, страна положит в свою казну больший процент прибыли, чем могла бы "выжать" из предприятий, пытающихся удержаться на плаву.
При слабом стимулировании инноваций (а это сегодня основная особенность жизни экономической) страна развиваться просто не сможет. И ключи к выходу лежат в крупных изобретениях инноваций (базисных), переход к технике последних поколений. Пока инновационная политика видна в действии лишь в вооруженных силах. Но доказательства военной мощи России мало влияют на жизненный уровень ее населения.
Инновационная политика может быть разделена на три основных сектора.
В вершине однозначно будет лежать довольно узкий сектор технологий прорывных, основанный на изобретениях отечественных. Здесь можно обеспечить приоритет и создать высокую конкурентоспособность на узких сегментах мирового рынка. При масштабной и умелой реализации приоритетов можно добиться значительных доходов.
Следующий сектор шире. Здесь есть возможность опереться и на свои лицензии, и на зарубежные. Организация разработки на равных. Это позволит не только наладить производство, но и поставлять свою продукцию на серьезный, конкурентоспособный рынок. И нельзя, опять-таки, умолчать о конверсии военной промышленности и науки. Засекреченные разработки сегодня могут быть использованы в производстве и принести колоссальный доход.
Еще один сектор, самый широкий там, где у страны нет научного задела, где слишком малый инновационный потенциал (или отсутствует вовсе). Здесь целесообразно использовать потенциал зарубежный с учетом снижения ограничений на экспорт технологий (высоких). Сотрудничество может быть очень продуктивным. Ни одна страна не способна сегодня самостоятельно осилить весь спектр направлений в современной науке.
Селективная инновационная политика должна опереться на разработки и выполнения программ, которые охватывают технологическую цепочку полностью и одновременно реализовываться по направлениям: обеспечение инноваторов всеми ресурсами (в том числе и финансирование); создание инжиниринговых фирм, маркетинговых и консалтинговых систем, коммерческих банков для инвестирования, бирж технологий, формирование инфраструктуры рынка, создание наукоградов, свободных экономических зон и так далее; выработка механизмов деятельности для всех субъектов, имеющих отношение к рынку инноваций с учетом взаимовыгодного сотрудничества.