Дилерский договор: основные понятия
24 января 2013На современном рынке работают различные дилеры: официальные, эксклюзивные и прочие. Выполняемые ими функции иногда настолько различны, что сложно определить, что такое дилерство. По определению дилером является юридическое (физическое) лицо, которое выполняет посреднические функции при осуществлении сделок купли-продажи. При этом заключается дилерский договор, а само лицо действует от своего имени.
Таким образом, дилер выступает в качестве посредника между производителем и покупателем в оптовой торговле. Его действия совершаются на основании заключенных договоров, которые предусматривают переход прав собственности на продукцию от поставщика к дилеру, а затем и к покупателю. В своей основе дилерский договор имеет соглашение о купле–продаже или мены. По сути, дилер является простым посредником, перепродавцом товаров. Однако сегодня на рынке работает множество компаний, которые именуют себя дилерами, а на самом деле являются по фактическим взаимоотношениям поверенными или комиссионерами.
Классический дилер из определения западной экономики является первоначальным звеном в посреднической цепочке и находит свое место в непосредственных отношениях с производителем (поставщиком). Дилерский договор - это соглашение, которое заключается между дилером и производителем, в нем определяются их обязанности и права. И все-таки отношения сторон не ограничены просто поставками продукции. Как показывает мировой опыт, выработаны определенные принципы и отличия классического дилерства от обыкновенной оптовой торговли. Кроме обязанностей плательщика и покупателя дилер несет перед производителем дополнительные обязательства и имеет определенные права.
Во-первых, это специальные дилерские скидки. Так как дилер - это эксклюзивный покупатель, то ему товары продают по самой минимальной цене. На это условие указывает дилерский договор. В связи с тем, что обычно дилер покупает крупные оптовые партии товара, производитель при фактической невысокой рентабельности за счет высоких оборотов получает дополнительный доход
Второе условие дилерства – это представление торговых интересов и реализация продукции производителя среди определенного круга потребителей на определенной территории. Чаще всего это эксклюзивные права, позволяющие строить свой бизнес, зная, что среди некоторого круга покупателей или на данной территории данный продукт никто не будет продавать.
Заключив дилерский договор, образец которого подготавливает производитель, региональный представитель получает право пользоваться торговым знаком и именоваться официальным дилером компании поставщика, кроме этого предоставляется возможность выбирать определенный вид продукции по потребительским свойствам, качеству и другим параметрам.
Однако, кроме прав, на дилера ложится и большое количество обязанностей, которые характерны именно для данных отношений.
Появляется обязанность в приобретении установленного количества товаров с определенной периодичностью. И если в одном периоде приобретен меньший объем, то разницу переносят на следующий период, и дилер обязан ее продавать. Также представитель обязан соблюдать территорию, на которой будет производиться реализация. Целью дилерства является расширение рынка сбыта и его разумная законная монополизация. Обычно дилерский договор распространяется на территорию, которая совпадает с административным делением.
В обязанности дилера входит проведение рекламных акций и компаний, расходы на которые производитель не компенсирует. Также представитель должен производить послепродажное обслуживание и торговать только продуктом одного производителя.
Источник: fb.ru