Воспитательная работа. Методы и назначение
17 апреля 2013В комплексе мер, направленных на предупреждение преступных действий, целенаправленное воздействие на личность, воспитательная работа занимает одну из главенствующих позиций. При этом данный вид воздействия может быть использован как для детей и подростков, так и для людей в более зрелом возрасте.
Основными методами воспитательной работы являются:
тренинги, беседы и лекции;
- совместная деятельность и индивидуальные занятия;
- рекомендации литературы и фильмов;
- спортивные мероприятия.
При выборе того или иного метода необходимо учитывать условия, в которых находится воспитуемый, уровень его личностного развития, готовность к принятию информации, адекватность используемых приемов и техник, степень активности испытуемого в процессе, иначе говоря, «включенность», и ряд других факторов.
В обычной жизни процесс воспитания буквально «вписан» во все сферы (семья, учебное заведение или коллектив на работе, друзья, знакомые, приятели, СМИ и т.д.). При этом недостатки или пагубное влияние, оказываемое на личность, не всегда возможно вовремя заметить и пресечь. Именно в этом случае воспитательная работа становится наиболее сложной. Изменить сложившиеся стереотипы поведения, показать несостоятельность норм, принятых в референтной (значимой) группе – задача воспитателя.
С подобными трудностями сталкиваются специалисты, деятельность которых связана с проведением воспитательных мероприятий в учреждениях закрытого типа (исправительных колониях, интернатах для «трудных» подростков и т.п.). Воспитательная работа в этих случаях имеет ряд нюансов. Кратко затронем некоторые из них.
Воспитательная работа с «трудными» детьми
Основные принципы этого взаимодействия были заложены талантливым педагогом Макаренко. Несмотря на почти вековую историю, они не утратили своей актуальности и остаются весьма действенными мерами. Главные принципы построения воспитательного процесса заключаются в следующем:
- Воспитание со знаком «+» (доверие к воспитаннику, акцентирование внимания на поступках со знаком «+», учет мнения и собственного интереса ребенка/подростка, помощь и стимуляция поиска в своей личности положительных черт, защита интересов воспитанников и помощь в решении проблем).
- Принцип социального соответствия воспитания (учет всех социальных факторов, которые оказывали и оказывают влияние на личность воспитанника, построение системы гармоничного взаимодействия со стороны всех общественных и значимых социальных институтов, помощь в правильном восприятии и анализе информации, поступающей из различных источников).
- Индивидуализация (внимательное отношение к изменениям в личности каждого ребенка, выбор средств и методов в соответствии с индивидуальными особенностями, успех одного воспитанника не должен достигаться путем негативного воздействия на других).
Воспитательная работа с детьми, построенная с учетом этих принципов, позволит достичь очевидного успеха педагогу или администрации учреждений.
Еще один вид деятельности – воспитательная работа с осужденными. Ее особенностью является ряд ограничений, который наложен на людей спецификой места пребывания. В условиях исправительной колонии, например, не все методы можно и нужно использовать. При выборе метода работы необходимо учитывать не только личностные характеристики каждого заключенного, но и тип режима колонии, срок назначенного наказания и тип содержания.
В качестве основных методов в этих условиях используют организацию спортивных и культурных мероприятий, просмотр кинолент и чтение литературы. Ярким показателем успешной работы станет не формальное соответствие тем нормам, которые требуются от заключенного, а искреннее желание участвовать в общественной деятельности,
положительная динамика во взаимодействии человека во внутренней среде, смена поведенческих реакций и т.д. В идеале воспитательная работа не должна прекращаться и после того, как человек покидает пределы исправительного учреждения. Невозможность адаптации в повседневной жизни может свести на «нет» старания и педагогов, и самого человека.