Обратная сила закона в уголовном законодательстве РФ
7 мая 2013Обратная сила закона – это правовая дефиниция, которой принято обозначать распространение действия санкционированного государством акта на события, которые имели место до его принятия. Иными словами, понятие указывает на правомерность наступления юридических последствий общеобязательной нормы в отношении обстоятельств, в момент возникновения которых имело место другое правило поведения.
Согласно общепринятому обычаю, закон не имеет обратной силы. Это положение является юридической аксиомой. Конституция РФ 54 статьёй исключает ответственность лиц за правонарушение, которое не являлось таковым на момент его совершения. Но документ указывает, что в случае, если новый закон содержит более мягкое наказание по сравнению с ранее действовавшей нормой, применению подлежит первый.
Положения Конституции РФ находят своё отражение и конкретизируются в ФЗ и нормативных актах низших уровней. Так, статья 54 основного закона продублирована и раскрыта в ст. 10 УК РФ. Законодатель вносит в конституционное положение важное дополнение, которое соответствует по смыслу формулировке, содержащейся в документе, обладающем высшей юридической силой. Но одновременно положение УК РФ обеспечивает гражданам дополнительные гарантии. Итак, по мысли автора, обратная сила закона имеет место не только если новая норма предполагает более мягкое наказание, но также если она как-то иначе улучшает положение правонарушителя.
Это на первый взгляд незначительное дополнение на практике играет весьма существенную роль для виновного лица. Учитывая общую политику смягчения уголовного законодательства, начавшуюся в сравнительно недавнем прошлом, и, как следствие, внесение изменений в ряд статей данного кодекса, можно констатировать, что правонарушитель имеет шанс получить более снисходительный обвинительный приговор.
Примечательно, что обратная сила уголовного закона распространяет своё действие и на лиц, отбывающих наказание в соответствии с ранее действующей более жёсткой нормой. Уголовный процесс, начатый по факту совершения деяния, декриминализация которого санкционирована государством, прекращается, независимо от стадии, на которой он находится.
Помимо случаев смягчения или устранения наказания новым законом, обратная сила закона имеет место, если в тексте законодательного акта есть указание на это. Данное положение не закреплено в Конституции РФ либо даже противоречит ей (если учесть статью, согласно которой ФКЗ, ФЗ и другие общеобязательные акты органов власти должны улучшать, но не ухудшать положение граждан). По этой причине легитимность указанного правила можно поставить под сомнение.
Документ, обладающей высшей юридической силой, был принят на Всенародном референдуме, и предполагалось, что тексты нижестоящих законов обязаны ему соответствовать. Но в распоряжении у граждан нет доступного, действующего и отлаженного правового инструмента, с помощью которого они могли бы выразить своё мнение по поводу приемлемости и корректности общеобязательных положений, не связанных с Конституцией РФ. Таким образом, действие правила, согласно которому обратная сила закона может устанавливаться текстом нормативного акта, представляется неконституционным.
Источник: fb.ru