Территориальное общественное самоуправление в России: демократический потенциал государства
9 мая 2013Сегодня краеугольным камнем в России стоит проблема формирования правосознания населения. Конституция первой статьёй нарекает РФ демократическим государством. Но власть народа не может существовать в отсутствие инициативных граждан, способных к осознанию своих коллективных потребностей и самоорганизации для их реализации. Именно поэтому сегодня так актуальна идея формирования гражданского общества.
Декларативный характер конституции может оправдать закрепление ею положений, которые ещё далеки от воплощения. Однако реализовать в полной мере даже первую часть первой статьи основного закона не представляется возможным путём усиления центральной власти. А передача полномочий и ответственности региональным органам, сопровождаемая урезанием их финансирования, не имеет ничего общего с децентрализацией. Помимо реальной, а не имеющей место быть сегодня, поддержки развития субъектов федерации, повсеместно в муниципалитетах должно сформироваться территориальное общественное самоуправление.
Развитие этой формы участия населения в местном самоуправлении – свидетельство осознания народом не только своего непосредственного влияния на дальнейшую судьбу города, региона, но и определяющего значения в процессе управления государством. Таким образом, истинная демократия может зарождаться «снизу», а не «сверху». Территориальное общественное самоуправление, его распространение и динамичное развитие – это первый шаг в процессе становления гражданского общества.
Итак, форма самоорганизации жителей муниципального образования для реализации своих инициатив по устранению проблем местного значения может быть зарегистрирована в качестве юридического лица. Территориальное общественное самоуправление можно назвать сочетанием прямого влияния населения на формирование организационного порядка собственной жизни и деятельности избираемых органов. Правовые основы этой формы волеизъявления граждан раскрываются в положениях устава муниципалитета.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться двумя способами: посредством проведения конференций по каждому отдельному вопросу или путём избрания и уполномочивания постоянно действующих органов.
В рамках данной формы самоорганизации можно вести хозяйственную деятельность и влиять на правовое регулирование на местном уровне. В первом случае речь идёт о содержании жилищного фонда, благоустройстве территории и других социально-бытовых потребностях граждан.
Участие в правовом регулировании общественное самоуправление осуществляет посредством внесения предложений – проектов муниципальных актов. Данные инициативы, согласно законодательству, обязаны быть рассмотрены местными органами власти.
Кроме того, органы общественного самоуправления могут оформить договоры с муниципальной властью с использованием денежных средств бюджета административно-территориального образования. Это обеспечивает гражданам финансовые возможности для реализации своих социально-бытовых потребностей.
Источник: fb.ru