Административно-территориальное деление России: история и современность
13 мая 2013Административно-территориальное деление является одной из основных составляющих понятия «форма государства». Практика ведущих государств, а также разнообразный опыт нашей страны доказывают, что от того, насколько грамотно в территориальном плане устроена страна, зависит, в том числе, ее социально-экономическое развитие и благополучие граждан.
Административно-территориальное деление в современных условиях представляет собой сложный комплекс государственно-правовых институтов, с помощью которых не только осуществляется общее управление данной территорией, но и закладывается необходимая политическая, идеологическая и социально-экономическая основа для дальнейшего развития общества.
Административно-территориальное деление России периода империи практически в окончательном виде было сформировано еще при Екатерине II. Именно в ее правление вся страна была поделена на 50 губерний, которые в свою очередь делились на уезды. Стоит обратить внимание на тот факт, что административно-территориальное деление России в тот период опиралось не на национальный или какой-либо исторический признак, а исключительно на количество населения. Так, в состав губернии входила территория, на которой проживало от 300 до 400 тысяч человек.
Такое территориальное деление России преследовало сразу несколько целей. С одной стороны, такими территориями было намного проще управлять, поддерживая на них безопасность и принуждая местное население к уплате налогов. С другой стороны, примерно одинаковые по количеству проживающих земли приносили, с точки зрения налогов, практически идентичный налог, поэтому сильных диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных территорий не было. Наконец, в-третьих, разделение земель, где компактно проживали представители той или иной национальности, на несколько губерний должно было, по мнению центральных властей, резко снизить их стремление к независимости и сепаратизму.
Совсем на другие принципы, осуществляя административно-территориальное деление России, опирались руководители советского периода. С одной стороны, они во главу угла ставили экономическую обоснованность выделения тех или иных краев и областей, а с другой, - руководители как СССР, так и РСФСР, уже не могли так просто отмахнуться от стремления целого ряда народностей получить хотя бы культурно-территориальную автономию. Иногда эти тенденции входили в противоречие друг с другом, что приводило к самым разнообразным изменениям в территориальном устройстве нашей страны.
Так, в первые годы советской власти происходил процесс разукрупнения старых царских губерний, что привело к появлению таких областей, как Свердловская, Череповецкая или Царицынская. Кроме того, в этот же период активно появлялись новые государственные образования, о которых сегодня уже мало кто помнит – Коммуна германцев Поволжья, Северо-Кавказская республика, Литовско-Белорусская республика и др.
Впоследствии вся эта административно-территориальная пестрота была заменена четкой структурой, которая предусматривала трехуровневую систему управления: область (край) – округа – районы. После того, как в середине 1930-х гг. деление на округа было признано нецелесообразным, административно-территориальное деление РСФСР приняло тот вид, в котором оно просуществовало до распада СССР.
Территориальное деление РФ, унаследовав многое от советского периода, изменилось как количественно, так и качественно. В частности, вместо 16 автономных республик, которые входили в состав РСФСР, теперь в России насчитывается 21 республика, права и свободы которых значительно расширились.
Практически все автономные области, за исключением Еврейской, и автономные округа также получили статусы республик, резко выделившись на фоне краев и областей. Новый статус субъектов РФ подчеркивается не только Конституцией, принятой в 1993 году, но и двухсторонними договорами, которые были заключены между Центром и регионами еще в 1990-е годы.
Административно-территориальное деление России переживает в настоящий момент очень непростой период. Связано это, с одной стороны, с тем, что большинство субъектов не может самостоятельно выполнять взятые на себя социальные обязательства, а с другой, - с тем, что сохраняется напряженность и опасность развития сепаратистских настроений в целом ряде национальных республик.
Источник: fb.ru