Суббота21 июня
Закон

Муниципалитет - это... Муниципалитеты Москвы. Глава муниципалитета

17 июня 2014

Муниципальная власть – особый вид политических институтов. Они не принадлежат к государственным органам власти, однако именно они призваны эффективно управлять жизнью граждан.

Муниципалитет это

Что такое муниципалитет

«Муниципалитет» - это прямая транскрипция с немецкого Munizipalitaet, образованного, в свою очередь, от латинского municipium – город, который обладает правом самостоятельного управления. Этот термин прочно устоялся в русском языке, став удобным обозначением территорий, на которых сосредоточена работа локальных властей.

За рубежом под муниципалитетом часто понимаются как таковые органы управления (например, мэрии). Юридическое закрепление термина в России было осуществлено в 2003 году с принятием закона «Об общих принципах местного самоуправления». Были введены такие понятия, как «муниципальное образование», «район» и «округ». Наряду с федеральной трактовкой термина, в России есть и его интерпретации на уровне регионов. В некоторых городах органы муниципальной власти являются юридическими лицами. Главный источник доходов локальных органов власти – налоги, берущиеся с резидентов управляемого города или округа. Муниципалитет может обладать собственными предприятиями, фондами и имуществом.

Глава муниципального образования

Управление муниципалитетом, согласно российским законам, осуществляет наделенное особыми правами должностное лицо. Оно владеет некоторым объемом полномочий, позволяющим решать задачи локального значения. Глава муниципалитета избирается на выборах гражданами или же местным органом представительной власти.

Глава муниципалитета

Его деятельность подотчетна и подконтрольна гражданам. Его основная функция – представление муниципальной единицы во взаимодействии с другими локальными администрациями, субъектами государственной власти, частными лицами и компаниями. Также он наделен правом подписи и опубликования правовых актов, принятых представительным органом локальной власти. Глава муниципального образования может быть снят с должности по решению суда, если в ходе слушаний будет установлено, что работа человека не соответствовала главному нравственному принципу – отсутствию конфликтов с законом.

Структура системы самоуправления в Москве

Москва – это город федерального значения. Работа системы самоуправления российской столицы регламентирована локальными законами. Муниципалитеты Москвы – это внутригородские образования (округа, поселения). Границы между ними устанавливаются с учетом истории, местных традиций, географических особенностей, а также социально-экономической специфики территорий.

Муниципалитеты Москвы

В муниципалитетах решаются вопросы местного значения, однако их обсуждение должно происходить с учетом интересов всего городского хозяйства и всех граждан Москвы. К слову, в юридической практике локальных властей столицы слова «муниципальный» и «местный» употребляются как равноценные термины. Депутаты локальных округов Москвы часто взаимодействуют с жителями вверенных им территорий и на основе проведенных встреч формируют актуальные вопросы управления. Сейчас в столице насчитывается более 140 муниципальных образований.

Особенности работы муниципалитетов Москвы

В числе наиболее важных вопросов, связанных с местным самоуправлением в российской столице – сохранение объектов культурного наследия, борьба с незаконными точками розничной торговли и работа над озеленением города. На «столичные» стандарты самоуправления перешли новые территории, присоединенные к Москве в 2012 году (бывшие муниципалитеты Московской области). В частности, депутаты местных органов власти получили право осуществлять контроль над ремонтными работами в жилых домах, во дворах, давать разрешения на строительство гаражей. Большинство проектов, связанных с возведением объектов, сейчас согласовывается с муниципальными депутатами.

Полномочия муниципалитета

Важную роль деятели локальных управленцев играют и в решении вопросов, которые касаются государственной власти. Муниципалитет – это также и субъект политического развития города или округа. При выборах мэра Москвы, которые проходили в 2013 году, существовало правило, что кандидат должен получить поддержку минимум 110 депутатов из 110 столичных муниципальных образований. Некоторые эксперты посчитали, что этот механизм позволил отсеять тех претендентов на должность градоначальника, которые не знакомы с реалиями Москвы.

Бюджетирование муниципалитетов

Формирование бюджета локальных властей очень похоже на аналогичный процесс на федеральном уровне. Вместе с тем есть и отличия. Бюджет муниципалитета составляется из двух основных частей - росписи расходов и списка денежных поступлений. Если ожидается дефицит, то отмечаются источники его компенсации. В России есть три основных уровня муниципалитетов: поселения, районы и городские округа.

Бюджет муниципалитета

В каждом из них – собственный бюджет, но в процессе его формирования может задействоваться субординация – район запрашивает списки расходов по каждому из поселений, а затем, суммировав их со своим бюджетом, формирует консолидированный финансовый план. Муниципалитеты получают доходы от налогов и сборов, муниципального имущества, прибыли предприятий, а также безвозмездных перечислений.

Доходы муниципалитетов

Денежные средства локальных бюджетов находятся в муниципальной собственности. То есть к ним не имеют доступа федеральные или региональные органы государственной власти. Помимо вышеназванных источников дохода бюджетов локальной власти, денежные поступления могут состоять из субвенций, дотаций, а также финансовых потоков, возникающих в ходе взаимных расчетов. В целом доходы муниципальных бюджетов могут формироваться из трех основных групп источников. Во-первых, это, как уже было сказано, налоги и сборы (ими занимаются представительные органы муниципалитетов согласно регламентам федеральных законов). Во-вторых, это так называемые регулирующие доходы – федеральные, региональные налоги и другие виды платежей, от которых локальный бюджет получает какой-то процент в ходе сборов (чаще всего это ЕНВД, налог на имущество компаний, земельный налог). В-третьих, есть так называемые «неналоговые» платежи, составляющие собственные доходы локальных бюджетов.

Участие общества в работе муниципалитетов

Эффективная работа местных органов власти во многом определяется степенью вовлеченности в нее рядовых граждан. Они должны знать, что такое муниципалитет. Это – показатель развитости общества. Жители городов и округов должны активно включаться в процессы принятия решений локальными властными институтами. Если этого не происходит, то начинает возрастать социальное напряжение, люди могут начать протестовать против работы локальных органов власти. Решение ключевых вопросов, связанных с развитием муниципальных образований, как полагают эксперты, должно происходить в рамках публичных слушаний.

Управление муниципалитетом

Взаимодействие между гражданами и властью в данном ключе позволит, прежде всего, избежать конфликтов интересов. Очень часто возникновение сложностей в сфере общения муниципальных органов управления и жителей происходит из-за низкого качества информационной работы первых. Важная составляющая результативных публичных слушаний – предварительная подготовка, выяснение настроений граждан касательно решаемого вопроса.

Задачи, стоящие перед муниципалитетами

Полномочия муниципалитета, гарантированные законом, дополняются целым спектром целей и задач, которые локальные органы власти обязаны выполнять. Их можно поделить на несколько категорий. Во-первых, это реализация на местах федеральной политики (например, выполнение указов президента России). Во-вторых, это совершенствование работы муниципальных служб. В-третьих, это стимулирование экономического развития на участках, вверенных локальной власти (например, создание рабочих мест, поддержка предпринимательских инициатив). В каждой из отмеченных категорий присутствуют более локализованные задачи. Например, в ходе совершенствования экономической модели муниципалитета могут решаться вопросы по эффективному расходованию бюджетных средств, а одновременно – вестись работа по привлечению к локальной политике субъектов, не имеющих прямого отношения к власти – частные компании, предпринимателей. Некоторые эксперты полагают, что главные обязанности муниципалитета – это реализация социально значимых инициатив и повышение уровня жизни граждан.

Зарубежный опыт

Как работает муниципальная власть за рубежом? Обратимся за примером к соседней Финляндии. В стране Суоми муниципалитет – это важнейший институт гражданского общества, один из трех уровней власти (наряду с центральной и региональной). Главная единица локальной власти в Финляндии – так называемые коммуны. Они очень разнятся по размеру. Например, Хельсинки, где живет более 588 тыс. человек, и небольшой балтийский островок Соттунга с населением в 120 жителей, являются юридически равноправными коммунами. К тому же нет никакой разницы в правах между сельскими и городскими муниципалитетами.

Обязанности муниципалитета

Для страны характерен постепенный процесс объединения коммун: если, например, в 2001 году их было 441, то в 2012-м – только 336. Муниципалитеты Финляндии объединены в Ассоциацию властей в регионах и на местах, играющую заметную роль в развитии страны. Показательно, что у финнов нет глав муниципалитетов: их функции выполняют наемные менеджеры. Они могут сохранять свой пост, даже если состав совета локального органа власти поменяется.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments