Пятница20 июня
Закон

Государственный механизм и государственный аппарат: структура и принципы

20 августа 2016

В науке о государстве большое место занимают понятия его аппарата и механизма. На этих явлениях основывается вся деятельность чиновников. В зависимости от особенностей механизма и аппарата государства меняется его законодательство, исполнительная власть и судебная система.

Понятия

Механизм государства представляет собой систему взаимосвязанных государственных органов, необходимых для осуществления власти и решения задач государства. Это материальная и организационная сила с помощью которой проводится та или иная политика. Механизм государства отличается иерархичностью и соподчиненностью. В него входит слой чиновников – людей, исполняющих решения власти.

Термин «государственный аппарат» имеет две трактовки. В более широкой он аналогичен понятию механизма. В более узкой государственный аппарат – это аппарат управления, система управленческих органов власти. У нее есть своя собственная многоступенчатая структура, речь о которой пойдет ниже.

Соотношение государственного аппарата и государственного механизма и сегодня вызывает множество споров у юристов. Зачастую они предлагают совершенно противоположные трактовки. К примеру, популярна идея тождественности аппарата и механизма.

государственный механизм и государственный аппарат

Принципы

Современный государственный механизм и государственный аппарат основываются на нескольких ключевых принципах. Первый из них – это разделение властей (исполнительной, законодательной и судебной). Благодаря ему в государстве сохраняется система сдержек и противовесов. В этих рамках ни одна ветвь власти не может получить первостепенное привилегированное положение.

Важна не только система, но и люди внутри нее. Чиновники должны отвечать принципу компетентности и профессионализма. В государственном управлении нельзя использовать неквалифицированных администраторов. Это правило обозначает еще одну закономерность. У каждого профессионала есть своя узкая сфера деятельности, и он должен работать именно в ее рамках. Это означает, что специалист в области сельского хозяйства не может встать во главе министерства финансов. Если же такая кадровая ротация все-таки совершится, чиновник наверняка нанесет большой вред, даже руководствуясь наилучшими пожеланиями для страны и окружающих.

Следующий принцип – принцип открытости и гласности в деятельности государства. К нему можно отнести право граждан участвовать на всеобщих референдумах и таким образом отменять решения власти. Не менее важен принцип законности.

механизм государства и государственный аппарат

Иерархичность

В рамках эффективной системы государственный механизм и государственный аппарат должны функционировать согласно принципу централизма и строгой иерархии. Это означает, что каждый орган власти выполняет решения вышестоящих инстанций и отчитывается перед ними о своих успехах. Подчинение может быть только вертикальным, а может быть вертикальным и горизонтальным. Пример последнего случая: отраслевой территориальный орган подотчетен вышестоящему территориальному органу и в то же время вышестоящему отраслевому органу.

Государственный механизм и государственный аппарат могут работать согласно коллегиальному и единоличному принципу. Если решения принимает один человек, это значительно ускоряет процедуру и уменьшает затраты, однако делает их более однобокими. При коллегиальном обсуждении подход становится взвешенным и компромиссным. В то же время подобные государственные органы сталкиваются с множеством организационных сложностей. Решение принимается дольше, бюрократические проволочки делают процесс дороже. Поэтому каждое государство в разных пропорциях сочетает в себе два этих принципа (единоличный и коллегиальный).

Органы власти сегодня в большинстве стран формируются согласно принципу демократии и народного представительства. Доступ к должностям и выборам одинаков для всех вне зависимости от национальности, религии и других личностных особенностей. В случае если государственный механизм воплощает в себе все вышеперечисленные принципы, он приобретает дополнительную целостность, единство и целенаправленность.

механизм структура государственного аппарата

Структура

У любого государственного аппарата есть своя структура – порядок строения и расположения аппаратных звеньев, который наглядно демонстрирует, как складывается административная машина. В каждой стране она представляет собой целостную систему, состоящую из множества подсистем. Это государственные органы, обладающие собственными функциями, непосредственными целями, внутренним строением и т. д.

Данные подсистемы можно разделить на несколько групп. Самые важные – органы государственного управления, судебные органы и органы прокуратуры. Они являются носителями трех основных видов власти: судебной, исполнительной и законодательной.

Государственные органы (подсистема общего государственного аппарата) являются обособленными звеньями цепи, но при этом обладают одинаковыми признаками. У этих институтов есть собственный правовой статус, который определяет их компетенцию и полномочия и действует в определенных правовых пределах. Так как каждый орган осуществляет государственную работу, власть наделяет его материальными ресурсами, определенными в строке в бюджете.

Народовластие и верховенство исполнительной власти

Понятие «структура государственного механизма аппарата» не предполагает универсальных решений. В каждой стране складываются собственные порядки устройства администрации и бюрократии, основывающиеся на исторических и правовых особенностях конкретного общества. Нет единства и среди ученых-теоретиков. Существуют разные модели: в одних государственные органы равны, в других принята строгая субординация.

Одно из решений проблемы устройства государственного аппарата – это идея народовластия. Теоретически современная демократическая модель была изложена и объяснена английским мыслителем-материалистом Джоном Локком, жившим в XVII столетии.

Механизм, аппарат государственной власти в тоталитарных странах сложены иначе. К примеру, в фашистской Италии и нацистской Германии главенствовал принцип верховенства исполнительной власти над всеми другими ее ветвями. Подобная конфигурация обязательно приводит к диктатуре и уничтожает демократические устои государства.

Сегодня понятия «государственный аппарат», «государственный механизм» имеют множество трактовок. Связано это с тем, что в каждой стране складывается своя политическая система. Одной из самых популярных концепций государственного аппарата является отождествление власти и государства. Эту идею в свое время сформулировал немецкий мыслитель Фридрих Энгельс. Он считал, что сначала общество создает себе государство для защиты собственных внутренних и внешних интересов, а затем государство становится самостоятельным по отношению к этому самому обществу.

механизм аппарат государства государственные органы

Законодательство и исполнительная власть

В чем же особенность каждой из основных систем госорганов, входящих в устройство государственного аппарата? Законодательная власть формулирует и принимает новые законы. Этой возможностью наделены представительные органы. В демократических государствах они являются сердцевиной государственного аппарата. Представительные органы можно разделить на высшие (парламент) и местные территориальные. У них разная компетенция и ресурсная база. Парламент имеет право передать часть своих полномочий подконтрольным ему органам. Так появляется система делегированного законодательства.

Государственный механизм и государственный аппарат невозможно представить без исполнительной власти, органы которой выполняют исполнительную и распорядительную функции. Они действуют согласно требованиям актов и законов. В то же время эти органы распоряжаются подчиненными им органами и организациями и обладают определенной самостоятельностью, необходимой для собственной работы. Эта автономия стоит большой ответственности перед обществом. Именно исполнительные органы осуществляют правовое регулирование и руководят жизненно важными процессами внутри государства. Их задачи закрепляются в обычных и конституционных правовых актах.

понятие структура государственного механизма аппарата

Органы управления

В современном обществе механизм, структура государственного аппарата не могут обойтись без органов государственного управления. Они делятся на две группы. Первая – это центральные органы, которые имеют полномочия на территории всей страны. Их решения – общие для каждого административного субъекта (области, штата, края и т. д.). Это министерства, правительство, комитеты и т. д. Механизм государства и государственный аппарат любой страны включают в себя эти органы.

Вторая группа – это локальное самоуправление. К ней причисляют органы, отвечающие за конкретную административно-территориальную единицу. Это муниципалитеты, а также их управления и отделы, администрации важных государственных учреждений и предприятий.

Главное место в системе управления занимает правительство. Это высший распорядительный и исполнительный орган государства. Правительство руководит экономикой, социальной и культурной жизнью страны, разрабатывает план бюджета, защищает интересы государства, охраняет общественный порядок и т. д. Его деятельность регулируется конституцией. Механизм, аппарат государства, государственные органы – все это так или иначе связано с правительством.

Суды и прокуратура

Важная часть государственного аппарата – судебная система, которая осуществляет правосудие и защищает законные интересы граждан. Она независима от любой другой власти в стране, ее решения самостоятельны. Совместно с судебной системой существует система органов прокуратуры. Что это за понятие? Государственный аппарат, механизм государства и все общество должны исполнять законодательство страны. Именно за этим и следит прокуратура. Она осуществляет надзор над исполнением законов государственными органами, учреждениями, предприятиями, общественными организациями, гражданами и должностными лицами.

Прокуратура также необходима для соблюдения законности в работе предварительного следствия и в местах тюремного заключения. Это ведомство следит за легальностью исполнения наказаний, назначаемых судом. Механизм государства и государственный аппарат представляют собой сложное переплетение функций разных органов. Но именно благодаря этому многостороннему взаимодействию принимаются правильные и эффективные решения.

государственный механизм и государственный аппарат соотношение понятий

Проблемы государственного аппарата

На рубеже XX-XXI вв. традиционная модель государственного управления начала переживать глубокий кризис. Он вызван недоверием граждан к собственной власти и чиновникам. Параллельно с этим падает престиж государственной службы. У данных взаимосвязанных тенденций есть несколько ключевых причин.

Во-первых, в условиях рыночной экономики частный сектор предлагает обществу услуги более высокого качества, чем те, которые предоставляет государственное обслуживание. Речь идет о медицине, образовании, обустройстве городов, жилищном строительстве. Государственный сервис страдает от бюрократизма, лишней траты средств, устаревших технологий.

Неэффективное соотношение механизма государства и государственного аппарата особенно заметно на фоне частных компаний, отличающихся гибким управлением, децентрализацией в управлении, небольшими по размеру иерархиями. В такой системе низшие эшелоны сотрудников принимают максимальное участие в жизни корпорации. Традиционное управление в государственных структурах прямо противоположно: оно известно множеством лишних правил, инструкций и процедур, делающих работу госорганов устаревшей.

соотношение механизма государства и государственного аппарата

Новые веяния

Во всем мире давление гражданского общества на государство с каждым годом становится все ощутимее. Эта тенденция появляется даже в авторитарных странах. Причина перемен заключается во все большей интеграции мира, информационной и цифровой революциях. Именно на этом фоне общество требует большей прозрачности и открытости, в которой так нуждаются государственный механизм и государственный аппарат. Соотношение понятий не поменялось, но поменялось отношение людей к чиновникам. Все большему количеству населения не нравится раздутый масштаб бюрократии.

Продолжается переосмысление того, какой должна быть государственная служба. Если раньше к администрации относились как к власти, то сегодня – как к сервису. И этот принцип заложен во многих конституциях, где указано, что государство в первую очередь именно служит людям, а не правит ими. Появляются новые концепции перестройки бюрократической организации. Иногда их называют инновационными. Механизм государства, понятие, структура, государственный аппарат – все это не статично, данные явления меняются и с каждым годом все быстрее.

По оценкам специалистов, новая бюрократия отличается от прежней тем, что фокусируется не на своих интересах, а на интересах общества. Если раньше деятельность чиновников оценивалась согласно объему освоенных ими средств и количеству выполненных перед начальством задач, то в будущем главным критерием станет ценность результата их деятельности для граждан. И если государство контролирует затраты на деятельность бюрократии, то общество контролирует то, что остается «на выходе». Новое государство должно не соблюдать костные инструкции, а меняться изнутри согласно веяниям и требованиям времени. Для этого уже сегодня в передовых странах устанавливается быстрая и доступная двусторонняя коммуникация с избирателями.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments