Четверг19 июня
Закон

Предмет налогового права: понятие и метод

12 ноября 2016

Налоговое право, предмет, понятие, источники которого будут рассмотрены далее, является особым направлением финансовой науки. В рамках дисциплины используется общий подход к его определению. Рассмотрим далее, что собой представляют предмет, метод, система налогового права. предмет налогового права

Общая характеристика

Понятие и предмет налогового права связаны с комплексом норм, регламентирующих взаимодействие субъектов по ряду вопросов. Они касаются:

  1. Установления, введения и взимания обязательных платежей в бюджет.
  2. Ведения контроля правильности и своевременности отчислений.
  3. Обжалования актов ФНС, бездействий/действий служащих.
  4. Привлечения к ответственности за совершенные правонарушения.

Отношения, входящие в предмет налогового права, регламентируются специальными нормами. Они закрепляются в НК, прочих актах финансового характера, принимаемых на различных уровнях. Необходимо сказать, что предмет отрасли налогового права не рассматривается как раз и навсегда сложившийся феномен. Он претерпевает определенные изменения в связи с развитием, обновлением норм. Они, в свою очередь, корректируются и дополняются в соответствии с событиями, происходящими в государстве.

Предмет регулирования налогового права

Между направлениями юридической науки существуют определенные различия. В качестве первого из них выступает их предмет. Система налогового права регламентирует специфических круг взаимодействий. Принципиальное значение для их определения имеет 2 статья НК. Предмет налогового права представляет собой комплекс однородных имущественных и касающихся их неимущественных связей. Они формируются между государством, плательщиками и прочими субъектами. В предмет налогового права входят взаимодействия по поводу:

  1. Установления платежей.
  2. Введения конкретных сборов.
  3. Взиманию установленных сумм.
  4. Осуществления контрольных мероприятий.
  5. Обжалования актов, вынесенных ФНС, бездействий/действий ее служащих.
  6. Привлечения к ответственности лиц, нарушивших нормы НК. налоговое право предмет понятие источники

Предусмотренный во 2 статье Кодекса перечень имущественных и процессуальных взаимодействий, формирующих предмет налогового права, считается исчерпывающим. Расширительному толкованию он не подлежит.

Специфика

Особенности, которыми обладают понятие, предмет и метод налогового права, обуславливаются следующим. Соответствующие взаимодействия формируются в специфической сфере общественной жизни – финансовой деятельности местного самоуправления и государства, ориентированной на аккумулирование денежных поступлений в пользу публичных субъектов. Выделяют следующие отличительные признаки взаимодействий, составляющих предмет налогового права:

  1. Ориентация на формирование муниципальных и государственных финансовых ресурсов.
  2. Имущественный характер.
  3. Присутствие муниципалитета или государства в лице уполномоченных органов в качестве обязательного участника.

Классификация

Предмет налогового права может рассматриваться с разных точек зрения. В соответствии с различными признаками, выделяются те или иные категории взаимодействий. Так, в зависимости от функций, которые реализуются в ходе деятельности, определяют отношения:

  1. Материальные.
  2. Процедурные (процессуальные).

По институциональной принадлежности выделяют взаимодействия по:

  1. Установлению и введению обязательных платежей.
  2. Выполнению обязанности по отчислению вмененных сумм.
  3. Выполнению налогового контроля.
  4. Обеспечения охраны механизма регламентации финансовой сферы.
  5. Обложению предприятий и физлиц.
  6. Установлению специальных режимов.  отношения входящие в предмет налогового права

В зависимости от экономического критерия, различают:

  1. Финансовые отношения. Они опосредуют перемещение денежного капитала и обладают соответствующими признаками. К примеру, взаимодействия по взиманию обязательных платежей.
  2. Нефинансовые отношения. Они не влекут движения средств. Но эти взаимодействия положены в основу налоговых связей. Они направлены на формирование, прекращение либо изменение правоотношений. Примером может выступать привлечение к ответственности за нарушение требований НК, проведение контрольных мероприятий и пр.

Предмет и метод налогового права

Специфика взаимодействий, складывающихся между субъектами в финансовой сфере, обуславливает особенности способов воздействия государства на них. Предмет и метод налогового права – категории, тесно связанные друг с другом. В последних отражена качественная сторона взаимодействий, поскольку они позволяют получить представление о специфике сочетания публичных и частных интересов в финансовой сфере.

Основной способ воздействия

Наиболее распространенным в современных условиях считается императивный метод. Это обуславливается тем, что государство само определяет порядок установления, введения в действие и уплаты обязательных отчислений и материальное содержание соответствующих взаимодействий. В статье 2 НК присутствует прямое указание на регулирование отношений посредством применения властных предписаний. Аналогичная ссылка содержится и в ст. 2, п. 3 ГК. В частности, в норме отмечается, что гражданское законодательство не применимо к налоговым отношениям, поскольку они базируются на властном подчинении. Каких-либо других способов воздействия на рассматриваемую сферу официальными актами не предусматривается. Это объясняется традиционной позицией законодателей на регламентацию публичных правовых отраслей императивными нормами.  предмет метод система налогового права

Особенности проявления

Налоговые правоотношения предполагают необходимость субъектов следовать законодательным предписаниям без какого-либо выбора. Во взаимодействиях наиболее ярко применение властных предписаний проявляется в рамках реализации порядка наложения административных санкций. В этом случае признак властности состоит в возможности, которая предоставлена исключительно одной стороне – контрольным органам – без применения судебных процедур самостоятельно восстанавливать интересы и права государства в сфере финансов, добиваться от плательщика выполнения обязанностей, возложенных на него. Разумеется, законодательство предусматривает для последнего право обжаловать противоправные действия ФНС в суде. Однако это не исключает изначальной властности.

Диспозитивный способ воздействия

В последнее время он становится все более популярным. Он указывает на переход от исходной императивной формы к поиску компромисса между частным и публичным интересом. В качестве следствия отказа государства от властного метода воздействия выступает, к примеру, предоставление индивидуальному предпринимателю возможности формировать свою налоговую политику самостоятельно, получать отсрочку исполнения и обеспечения вмененной обязанности, заключения соглашений на получение кредитов, зачета задолженности.

Выводы

Налоговое право, таким образом, представляет собой специфическую финансовую сферу, нормы которой регламентируют диспозитивными и императивными способами комплекс однородных имущественных и касающихся их неимущественных публичных взаимодействий, которые формируются между плательщиками, государством и прочими лицами. Эти связи относятся к конкретным видам деятельности. понятие предмет и метод налогового права

Законодательная база

К источникам налогового права относят:

  1. Конституцию РФ. Она устанавливает предметы ведения государства, регионов и муниципалитетов в сфере налогообложения, а также основы юридического статуса плательщика.
  2. НК и ФЗ, принятые в соответствии с ним.
  3. Подзаконные акты, утвержденные исполнительными органами федеральной власти.
  4. Нормы, принятые региональными структурами.
  5. Правовые акты муниципалитетов о территориальных сборах и налогах.

Кроме этого, рассматриваемая сфера регламентируется международными документами. Среди них:

  1. Акты, в которых установлены общие принципы обложения. В частности, это Европейская хартия от 1961 г.
  2. Двух- и многосторонние международные соглашения. Например, подписанные для предотвращения двойного обложения.
  3. Международные соглашения, в которых, кроме прочих вопросов, рассматриваются проблемы налогового права.

В соответствии с общим правилом, нормы налогового законодательства не имеют обратной силы. В качестве исключения выступают документы, смягчающие либо полностью исключающие ответственность за нарушение предписаний, предусматривающие для плательщиков дополнительные гарантии. понятие и предмет налогового права

Исчисление сроков

Периоды, установленные налоговым законодательством, определяются в особом порядке. Сроки устанавливаются календарными датами, указанием на конкретное событие, которое должно возникнуть, или временными промежутками. Течение периода начинается со следующего дня после контрольного числа или предусмотренного факта. Сроки, которые исчисляются в годах, истекают в соответствующие даты (месяц и день) после окончания установленного периода. Период рассчитывается в рабочих днях, если он не установлен в календарных. Если последний день выпадает на праздник либо выходной, его переносят на рабочий. Надлежащее действие должно быть исполнено до 24 часов окончательной даты. Если документы и деньги будут сданы в отделение связи до 00.00 данного дня, то срок не считается пропущенным.

Нормы

Они представляют собой санкционированные и установленные государством и муниципальными образованиями формально определенные, общеобязательные правила поведения. Нормы ориентированы на урегулирование возникающих в сфере налогового права взаимодействий между субъектами. Следует выделить ряд особенностей этих правил:

  1. Они практически не имеют прототипа в социальной жизни.
  2. В редких случаях нормы выступают в качестве следствия фактических отношений.
  3. Законодатель самостоятельно конструирует допустимую модель поведения.
  4. Налоговые нормы отличаются от прочих нестабильностью.
  5. Правила поведения находятся в зависимости от состояния народно-хозяйственного комплекса и финансовой политики страны.
  6. Нормы обладают обязывающим характером. К примеру, в соответствии с ними субъекты должны осуществлять отчисления в бюджет.
  7. Некоторые из них являются запрещающими.
  8. Нормы регламентируют взаимодействия, в которых участвуют специфические субъекты – государство, компетентные органы, муниципалитеты, налоговые агенты, плательщики.
  9. Правила поведения обладают особым порядком действия во времени. предмет отрасли налогового права

Способы дифференциации норм

В зависимости от содержания, правила поведения могут быть материальными либо процессуальными. По своим функциям нормы разделены на охранительные и регулятивные. В зависимости от территории, на которой они действуют, они могут быть местными, региональными либо федеральными. В зависимости от своего объема, правила поведения разделяются на общие и специальные. Первые распространяются на все виды отношений, возникающих в налоговой сфере, вторые – только на конкретные взаимосвязи между субъектами.

Специфика взаимодействий

Налоговые правоотношения представляют собой общественные связи, регламентированные нормами. Они возникают в ходе установления, введения в действие и взимания обязательных отчислений в бюджет, выполнения контрольных мероприятий, оспаривания актов надзорных инстанций, бездействий/действий их служащих, а также привлечения к ответственности субъектов, нарушивших установленные предписания. Среди всех особенностей правоотношений необходимо выделить следующие:

  1. Взаимодействия формируются в процессе государственной деятельности по установлению, введению в практику и взиманию обязательных платежей.
  2. Система связей подчинена конкретной цели. К примеру, это может быть установление и взимание платежей.
  3. Взаимодействия обладают формально-определенным характером. Они касаются установления конкретных связей между субъектами.
  4. Налоговые правоотношения обеспечиваются мерами государственного принуждения. В частности, в случае нарушения положений законодательства к виновным применяются соответствующие санкции.

В структуре налоговых правоотношений выделяются:

  1. Объекты. К ним относят доход, имущество, прибыль. Для каждого налога установлен соответствующий объект.
  2. Субъектов. К ним относят госорганы – ФНС, ФТС, структуры внебюджетных госфондов и пр.
  3. Плательщиков. Они представляют собой лиц, на которых возлагается обязанность совершать отчисления в бюджет.
  4. Налоговые представители, агенты.

В рамках взаимодействий устанавливаются конкретные обязанности и права сторон.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments