Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью: перечень, правила составления
14 декабря 2016В процессе осуществления своей деятельности ООО использует не только нормативные акты госорганов, но и внутренние документы. Среди них есть и такие, которыми определяется общая направленность функционирования организации, финансовая политика и другие ключевые аспекты работы. Этими актами выступают учредительные документы. Рассмотрим их подробно.
Общие сведения
Разработка учредительных документов ООО является обязательным организационным этапом. В этих актах содержатся нормы, правила, положения, касающиеся непосредственной деятельности фирмы. Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью устанавливают юридический статус компании, ее компетенцию, штат, структуру, должностной состав и всего предприятия в целом, и отдельных его подразделений. Положения, присутствующие в этих актах, являются обязательными для выполнения. Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью выступают в качестве юридической базы работы фирмы. Пределы их действия не устанавливаются. Акты имеют силу вплоть до их отмены или корректировки.
Типы актов
Что относится к учредительным документам ООО? В первую очередь, стоит отметить, что рассматриваемая категория актов формируется в момент создания предприятия. На практике учредительные документы общества с ограниченной ответственностью составляются специальными юридическими службами. Акты после оформления должны пройти утверждение руководством. Основные учредительные документы ООО устанавливаются в ГК. В 52-й статье Кодекса приведен перечень таких актов. В него включены:
- Устав.
- Положение о создании фирмы.
- Учредительный договор.
Специфика содержания
В учредительные документы общества с ограниченной ответственностью включаются сведения о:
- Наименовании юрлица.
- Месте его нахождения.
- Порядке управления деятельностью предприятия.
В актах может присутствовать и иная информация, предусмотренная в законодательстве. В учредительную документацию некоммерческих организаций, унитарных предприятий включаются сведения о цели и предмете деятельности. Эти категории могут определяться рассматриваемыми актами и в случаях, когда их обязательность не установлена законом.
Нормативные требования
В соответствии с положениями законодательства, учредительная документация должна пройти регистрацию. Эта процедура проводится налоговой службой. Регистрация выполняется в течение пяти дней с даты предоставления документации. Закон обязывает направить бумаги в уполномоченную службу в десятидневный срок после их утверждения. В случае нарушения установленного срока виновным грозит административная ответственность в виде наложения штрафа по ст. 116 НК, ст. 14.25 КоАП.
Порядок обращения в контрольный орган
Для госрегистрации созданного юрлица в уполномоченную инстанцию предоставляются:
- Заявление. Оно оформляется по форме, утвержденной Правительством. Заявление подписывается уполномоченным лицом предприятия.
- Решение об образовании ООО. Оно принимается на общем собрании участников. Решение может быть представлено в виде протокола либо иного акта, предусмотренного законом.
- Учредительная документация. Она предоставляется в подлинниках и копиях, заверенных нотариально.
- Выписка из реестра по учету иностранных юрлиц соответствующего государства либо равное по силе доказательство статуса зарубежного лица.
- Квитанция, удостоверяющая оплату пошлины.
Дополнительные правила
В процессе деятельности в учредительную документацию допускается вносить изменения. Однако юридическое значение они приобретают только после проведения ряда обязательных процедур. В частности должна быть выполнена регистрация изменений учредительных документах ООО. Она осуществляется также налоговой службой. По общему правилу, изменения приобретают юридическую силу в момент регистрации. Однако в законодательстве предусматриваются ситуации, когда корректировки приобретают официальный статус после получения контрольными органами уведомления об их внесении. Срок для регистрации изменений установлен аналогично тому, который определяется для предоставления учредительной документации вновь образованного общества. Он составляет 10 дней с даты принятия соответствующего решения.
Особенности процесса
В ходе госрегистрации учредительной документации информация об обществе, кроме той, которая составляет коммерческую или другую охраняемую нормами тайну, заносится в ЕГРЮЛ. Это обеспечивает открытость предприятия для публичного ознакомления со спецификой компании. Сведения, в которые включается информация о паспортных и прочих персональных данных физлиц, предоставляется только уполномоченным госорганам, а также подразделениям внебюджетных фондов в случаях и по правилам, определенным правительственными и прочими нормативными актами. За госрегистрацию учредительной документации, изменений, вносимых в нее, а также ликвидацию предприятия, кроме случаев, когда она проводится в рамках применения процедуры признания организации банкротом, взимается госпошлина. Величина отчисления устанавливается положениями НК.
Устав общества с ограниченной ответственностью
Этот акт считается фундаментальным в перечне базовых бумаг предприятия. С 1 июля 2009 г. он выступает в качестве единственного учредительного документа. Данный акт является сводом правил, норм, методов, согласно которым фирма ведет свою деятельность. Устав общества с ограниченной ответственностью определяет юридический статус юрлица, организационную структуру, характер, порядок, цели работы, специфику управления и так далее. Руководствуясь его положениями, фирма осуществляет взаимодействие с контрагентами, в том числе физическими лицами. По своему юридическому значению устав выступает в качестве аналога паспорта физлица.
Специфика оформления
Устав составляется на листах А4. На титульной странице должны присутствовать обязательные реквизиты. К ним относят наименование организации и вида документа, место его оформления, гриф утверждения, подпись, отметку о регистрации, печать предприятия. Листы должны быть пронумерованы. На титульной странице цифру не ставят, однако в общее число ее включают. Количество листов указывается в конце (на последней странице). Эта запись заверяется подписью руководителя, а также печатью фирмы. Страницы устава сшиваются и пломбируются. Это необходимо для исключения вероятности несанкционированной замены тех или иных листов.
Учредительный договор: образец
Этот акт представляет собой письменное соглашение участников, в котором они обязуются образовать юрлицо. В данном документе определяется порядок, в соответствии с которым будет осуществляться совместная деятельность субъектов по созданию предприятия, условия передачи имущества в качестве взноса. Состав участников, их деятельность по управлению фирмой, ответственность за неисполнение обязательств, правила распределения прибыли и убытков также устанавливает учредительный договор. Образец акта включает в себя описание структуры органов управления, правила выхода лиц из компании. В ст. 11 ФЗ, регламентирующего деятельность коммерческих предприятий, установлено, что данный документ не подлежит предоставлению в налоговую инспекцию для внесения сведений о компании в ЕГРЮЛ.
Решение о создании фирмы
Учреждение ООО осуществляется по согласию участников. Если предприятие создается одним субъектом, то он принимает соответствующее решение единолично. Если учредителей несколько, они обсуждают данный вопрос на общем собрании. В решении о создании компании отражаются результаты голосования участников, позиции по вопросам, касающимся ключевых аспектов дальнейшей работы. В частности обсуждаются устав, назначение или формирование органов управления, создание ревизионной комиссии или ревизора, если они предусмотрены в соглашении или являются обязательными, согласно законодательным положениям. При принятии решения субъектом единолично в нем должен определяться, кроме прочего, размер капитала фирмы, правила и сроки внесения взносов, величина и номинальная стоимость доли участника. Если учредителей несколько, эти сведения, как правило, указываются в письменном договоре между ними.
Источник: fb.ru