Документы для регистрации прав собственности на квартиру. Правоустанавливающие документы на квартиру
30 января 2017Чтобы человек стал полноценным владельцем приобретённого им жилья, ему необходимо собрать определённые документы для регистрации прав собственности на квартиру. После чего обратиться в соответствующий орган. Которым является Федеральная служба гос. регистрации кадастра и картографии. Процесс не столько сложный, сколько требующий внимательности и ответственности. Впрочем, обо всём – по порядку.
Подтверждение личности
Это – первый нюанс. Без предоставления паспорта ни одна официальная процедура не осуществляется. И, готовя документы для регистрации прав собственности на квартиру, нужно первым делом вложить в свою папку его. Паспорт обязан приготовить каждый человек, который в будущем станет собственником квартиры. Их может быть несколько.
Ещё понадобятся бумаги, являющиеся подтверждением возникновения права собственности. К ним относятся договоры о купле-продаже, мены, дарения, цессии, об участии в долевом строительстве и приватизации. Также подходит свидетельство о вступлении в права наследования. И важно помнить, что все сделки, которые направлены на покупку недвижимости в собственность, обязательно регистрируются в государственных органах.
Непосредственно о собственности
Перечисляя необходимые документы для регистрации прав собственности на квартиру, нельзя не отметить вниманием кадастровый и технический паспорта недвижимости. Плюс к этому – план с экспликацией (пояснение к архитектурному проекту). Их получение – не проблема. Для этого надо обратиться в региональное бюро технической инвентаризации – в городе, где и находится квартира.
Но все перечисленные бумаги потребуются в том случае, если человек выполняет первичную регистрацию недвижимости. Если же все сведения о квартире уже внесены в ЕГРП, то повторно сдавать техническое описание имущества не нужно. За исключением тех случаев, когда человек оформляет недвижимость, которая была подвергнута перепланировке.
Справки и квитанции
Итак, вышеперечисленные документы для регистрации прав собственности на квартиру понадобятся в любом случае. Как и квитанция, подтверждающая факт оплаты человеком государственной пошлины за услугу. Это – стандартный пакет документов. Однако зачастую требуются и другие документы.
Может понадобиться справка с перечнем лиц, у которых есть право пользования покупаемой квартирой. По факту это обычный документ о составе семьи. Его можно получить в ЖЭКе. Или обратиться в управляющую компанию.
Если же покупаемая квартира находится в залоге или же приобретается в ипотеку, то понадобится согласие залогодержателя, оформленное в письменной форме.
Недвижимость передаётся по наследству? Значит, потребуется предъявить письменный отказ от квартиры других наследников, заверенный у нотариуса.
Ещё если недвижимость является памятником культуры, потребуется соответствующий документ, подтверждающий это. Иногда, чтобы его получить, надо пройти историческую экспертизу. По итогам которой будущему собственнику выдадут паспорт объекта культурного наследия.
Но это ещё не все документы на регистрацию права собственности на квартиру. Помимо перечисленного, может потребоваться акт приёма-передачи недвижимости. В том случае, если она оформляется по договору долевого строительства. Или если человек инвестировал в возводящееся здание.
И последний нюанс. Если процессом регистрации занимается доверенное лицо, то понадобится доверенность, позволяющая ему совершать все действия, связанные с этим.
Важные нюансы
Итак, выше были перечислены документы на регистрацию права собственности на квартиру, которые могут понадобиться для предъявления. Важно проявить внимательность: все правоустанавливающие бумаги и справки предоставляются в Реестр в трёх экземплярах. Из которых два являются копией, а один – оригиналом. Другие документы предоставляются лишь в двух экземплярах, по форме «оригинал + копия». Но отксерокопированные бумаги всё равно будут заверены – только уже в момент приёма, самим регистратором. С паспортов копии снимать не нужно, но многие всё равно это делают для перестраховки.
Составление заявления
После того как все правоустанавливающие документы на квартиру и прочие бумаги собраны, можно переходить непосредственно к оформлению. Но в Реестр нельзя обратиться без соответствующего заявления. Которое является одним из главных основания для рассмотрения органом власти просьбы человека. К тому же необходимость составить заявление прописана в Законе № 122-ФЗ.
Бланк можно взять либо в Реестре, либо скачать с соответствующего ресурса. Хотя, нередко работники органа сами берут на себя обязанность его заполнить – во избежание ошибок.
В заявлении пишется наименование органа гос.регистрации и адрес, а также Ф.И.О. обращающегося человека, место прописки, факс, телефон и e-mail. Это – в «шапке». Затем в заготовке текста человеку нужно просто заполнить пробелы – проставить текущую дату, Ф.И.О., наименование застройщика, номер заключенного договора, объект недвижимости, его адрес и т. д. Впрочем, что ставить в пробелах, зависит от конкретного случая (в ситуации с наследством, например, будет другая форма). Именно поэтому чаще всего заявление заполняет работник реестра со слов обратившегося человека.
Что дальше?
После того как заявление, правоустанавливающие документы на квартиру и прочие бумаги готовы, регистратор принимает их, и проставляет печати на копиях, заверяя их таким образом. И, по сути, процесс можно считать завершённым. Во всяком случае, со стороны человека больше ничего не понадобится. Только ждать. Максимум – три месяца. В любом случае человек узнает, когда ему можно будет забрать свидетельство о праве собственности.
Однако нужно помнить – если должностные лица Реестра засомневаются в корректности или подлинности предъявленных бумаг, они остановят регистрацию. Или даже откажут в её проведении. Правда, такие случаи редки, так как все проблемы и вопросы получается урегулировать быстро.
О новостройках
Тему, касающуюся «свежего» жилья, стоит отметить отдельным вниманием. Оно сегодня самое доступное. И, соответственно, чаще всего люди задаются вопросом, касательно того, каков порядок и документы для регистрации права собственности на жильё, купленное на рынке первичного жилья.
На самом деле ничего сложного тут нет. Многие и вовсе доверяют оформление права собственности компании-застройщику. Но если хочется решить данный вопрос самостоятельно, надо приготовить кое-какие бумаги. Помимо акта приёма-передачи жилья, понадобятся копии документов, подтверждающих не только ввод возведённого дома в эксплуатацию, но ещё и то, что он был проверен специальной комиссией на безопасность. Также потребуется акт реализации инвестиционного контракта на производство работ, связанных со строительством здания. Вот, впрочем, и все нужные документы на квартиру.
Необходимые документы надо предъявить в чистом и официально оформленном виде. Приписки, зачеркивания, помарки, повреждения, а также любые другие «помехи», портящие читаемость бумаг, не допускаются. Казалось бы – это очевидно. Но случаи предоставления подобных документов были, и потому ввели 122-ю статью 18 закона, которая объясняет всё выше изложенное.
Ипотека
Итак, выше было рассказано о том, как правильно теперь регистрировать свои права собственности на недвижимость. Далее – пару слов про то, как это делается в случае с ипотекой.
Квартира оформляется с привлечением заёмных банковских средств? Тогда она превращается в залог возврата долга. И, в принципе, процедура оформления права проходит так же, как и в других случаях. Только на квартиру ещё накладывается обременение. Его снимут, когда банковский клиент выплатит свой долг с процентами. До того момента он не сможет распоряжаться своим имуществом в полной мере. Например, официально сдавать в аренду он будет иметь право только с согласия залогодержателя.
Цена вопроса
Последний нюанс, достойный внимания – это размер госпошлины. Он составляет 2 000 рублей для физических лиц. Для юридических или предприятий цена увеличивается в 11 раз, до 22 000 р. Впрочем, помимо этой суммы, понадобится ещё заплатить за оформление ранее упомянутых документов. И за услуги нотариуса.
И, наконец, что представляет собой то самое свидетельство о праве собственности? Это – бланк формата А4, с номером и серией, указанными на обратной его стороне.
Кстати, если потом человек решит найти покупателя на свою недвижимость, то к такому пакету, как все описанные выше необходимые документы на продажу квартиры, понадобится приложить и это свидетельство. Поскольку будет оформляться переход права собственности к другому гражданину.
Источник: fb.ru