Газораспределительный механизм. Зачем он нужен?
26 марта 2013Газораспределительный механизм – одна из наиболее важных частей двигателя, от правильности работы которой напрямую зависит его производительность. Он служит для своевременного наполнения цилиндров горючей смесью или воздухом (в инжекторных и дизельных двигателях), а также для выпуска отработавших газов. В состав ГРМ входит привод распределительного вала, он может быть ременным, цепным, либо посредством шестерен, самого распредвала и клапанного механизма. В последнем основными деталями являются клапаны и коромысла. Последние, в свою очередь, закреплены на оси таким образом, чтобы одно его плечо опиралось на регулировочный винт, а второе – на стержень клапана.
Распределительный вал представляет собой ось, на которой проточены эксцентрики (кулачки), в соответствии с углами фаз газораспределения. Фаза газораспределения – это момент открывания и закрывания клапана. Это происходит в тот момент, когда цилиндр находится в верхней или нижней мертвой точке. Какой клапан откроется, (впускной или выпускной) зависит от того, какой такт происходит в том или ином цилиндре.
Например, если поршень находится в нижней мертвой точке и начинается такт сжатия, то все клапаны закрыты, если же это такт выхлопа, то открыт выпускной клапан. Логично предположить, что в такте рабочего хода все клапаны так же закрыты, а при впуске открыт впускной. Газораспределительный механизм может иметь один распредвал или два. Газораспределительный механизм OHC – это первый случай, второй же получил название DOHC. Такая компоновка используется только в тех двигателях, в которых на каждый цилиндр приходится 4 или более клапанов, как, например, 5 у Audi.
Поэтому газораспределительный механизм DOHC позволяет добиться от двигателя большей производительности, а также сделать его более экологичным и экономичным. Каждый распредвал предназначен для открытия одной группы клапанов: либо впускных, либо выпускных.
Ему предшествовал газораспределительный механизм SOHC. Он также насчитывает от 4 клапанов на цилиндр, но для их открытия применяется лишь один распределительный вал. Такой ГРМ получил широкое распространение в 90-х годах, но вскоре от него отказались в силу его малой производительности по сравнению с DOHC.
Сборка подразумевает правильную установку распределительного вала относительно коленчатого вала. Она достигается благодаря нанесенным на шестерни меткам, которые нужно совместить. При использовании ременной передачи сначала устанавливаются шкивы, совмещаются метки, после чего они фиксируются и одевается ремень ГРМ, который потом натягивается натяжным роликом.
Газораспределительный механизм не требует практически никакого ухода, он сводится к своевременной регулировке зазоров в приводе клапанов. Его нарушение приводит к повышенному износу деталей, а также не позволяет двигателю развить его полную мощность. Кроме того, это может привести к зависанию клапанов, они будут постоянно в приоткрытом положении, и к повреждению поршней, а замена даже одного может обойтись довольно дорого.
Источник: fb.ru