Подвеска МакФерсон: история возникновения
12 мая 2013Подвеска МакФерсон представляет собой один из типов автомобильных подвесок, в которой основным элементом выступает стойка амортизатора. Она еще известна в народе как «качающая свеча» или подвеска на направляющих стойках. Изначально данная конструкция появилась в результате развития подвески на поперечных двойных рычагах. В данном случае, снизу устанавливается только один поперечный рычаг, а на место второго пришёл шарнир, находящийся высоко под самым крылом. В этом устройстве роль части нижнего рычага, как правило, выполняет стабилизатор поперечной устойчивости. Наклон стойки амортизатора для такого элемента автомобиля, как подвеска МакФерсон, играет важнейшую роль. С целью выполнения поправок ходовых характеристик автомобиля используют как продольный, так и поперечный наклон.
Автором этой подвески, созданной в сороковых годах прошлого века, является Эрл МакФерсон, американский инженер, в то время трудившийся на благо компании GM. Конструктор разработал ее для Шевроле Кадет, доступного для рабочего класса авто, которое должно было реализовываться на американском рынке. В итоге, модель так и не была запущена на конвеер. В итоге, первым крупносерийным автомобилем, в котором использовалась подвеска типа МакФерсон, в 1948 году стал Форд Ведет. Нельзя не отметить и тот факт, что в самом начале двадцатого века разрабатывались подвески, практически не отличающиеся по конструкции от данной. К примеру, Гуидо Форнаса из итальянского «Фиата» создал во многом аналогичную подвеску несколькими десятилетиями ранее, поэтому бытует мнение, что американец всё-таки позаимствовал эти разработки.
Как первоначально планировал инженер МакФерсон, подвеска могла использоваться и для передних, и для задних колёс. Так было задумано и для проекта Шевроле Кадет. Несмотря на это, в первых автомобилях разработка применялась исключительно спереди. Для того чтобы упростить процесс строительства и удешевить его, производитель решил оставить заднюю подвеску стандартной — зависимой, на продольных рессорах и с жёстким мостом. Впервые данная установка была применена для задних колёс в автомобиле Лотус Элит в 1957 году Колином Чепменом. Исходя из этого, в некоторых странах ее, как правило, называют подвеской Чепмена. В нашем же государстве для обозначения данной разработки зачастую используется название «качающаяся свеча» либо «свечная подвеска».
В своем дебютном варианте подвеска МакФерсон выделялась тем, что шаровой шарнир в ней устанавливался на продолжение оси стойки амортизатора. Следовательно, ось амортизаторной стойки представляла собой ось поворота колеса. Через некоторое время появилась практика смещения ее наружу, к колесу шарнира, благодаря чему плечо обкатки получило меньшие значения. Это было сделано в первых поколениях автомобилей Volkswagen Passat и Audi 80. МакФерсон заметно уступает подвеске на поперечных двойных рычагах в кинематических параметрах. Она занимает больше места в высоту и сильнее передаёт вибрацию с шумом на кузов. Более того, для выполнения обслуживания амортизатора необходимо снимать всю стойку. Есть и свои преимущества: меньшая стоимость, компактность по ширине и малый вес, исходя из чего, устройство имеет широкую популярность и в современном строительстве автомобилей.
В семидесятые годы минувшего столетия подвеска МакФерсон получила массовое распространение. Объяснить это можно тем, что все существующие до этого технологические проблемы были решены. В частности, речь идёт о возможности серийного выпуска стоек амортизатора с необходимым ресурсом. Теперь устройство отличалось дешевизной и высокой технологичностью, несмотря на многие недостатки, поэтому широко применялось в автомобилестроении. В восьмидесятых годах этот тип подвески взяли себе на вооружение даже производители дорогих авто, среди которых Mercedes-Benz, BMW и Audi. Несмотря на это, некоторое время спустя такая необходимость пропала, и ведущие автомобильные компании вернулись к подвеске на поперечных двойных рычагах. Она хоть и дороже, но всё-таки имеет более качественные кинематические параметры, обеспечивающие значительно высший комфорт при езде.