Автомобиль Чайка - машина для партийных руководителей
2 июня 2013В 1957 году на конвейере автозавода им. Горького был собран первый автомобиль Чайка ГАЗ-13, преемник легендарного ЗИМ ГАЗ-12. Новая машина также относилась к представительскому классу советских автомобилей и предназначалась для партийной верхушки Страны Советов. Прототипом ГАЗ-13 послужил американский автомобиль "Packard Caribbean" 1955 года выпуска. Через полтора года, после доводки и всесторонних испытаний, ГАЗ-13 Чайка (автомобиль будущего) был запущен в производство. Это произошло в начале 1959 года.
Машина выпускалась малыми сериями в течение 22 лет. В 1977 году параллельно с ГАЗ-13 начался выпуск модификации ГАЗ-14, а в 1981 году автомобиль Чайка сняли с производства. За все годы выпуска ГАЗ-13 не подвергался доработке, рейстайлингу или модернизации. Советский Автопром отличался крайней неповоротливостью, консерватизмом и полным неприятием любых новаторских решений. Поэтому новые автомобили, попав однажды в конвейерное производство, годами не изменялись, по этой причине их технические характеристики не выдерживали конкуренции с моделями западного производства, отставание было просто катастрофическим.
Конструкция ГАЗ-13 представляла собой оригинальную раму без боковин. Несущими элементами были две балки, входящие в перекрестье по центру. На раму посредством 16-ти специальных особо прочных подушек из танковой резины крепился кузов. Автомобиль Чайка, фото которого можно видеть на странице, выпускался в трех вариантах: четырехдверный седан с просторным салоном и вместительным багажником, пятидверный универсал для станций скорой медицинской помощи и четырехдверный фаэтон с автоматически убираемым мягким брезентовым верхом, приводимым в движение электрогидравликой. Колесная база ГАЗ-13 составляла 3250 мм. Длина машины была 5620 мм, ширина 2002 мм, высота 1620 мм. Весил автомобиль Чайка 2100 кг в полном снаряжении.
Автомобиль Чайка считался комфортабельной машиной, хотя уровень комфорта складывался из разных мелочей, вроде электроподъемника радиоантенны, электроприкуривателя, радиоприемника и дополнительных динамиков, вмонтированных в горизонтальную панель позади задних сидений. Двигатель ГАЗ-13 имел впечатляющие характеристики. Блок цилиндров с расположением V8, впрыск топлива карбюраторный дозированный, мощность мотора 195 л.с., скорость 165 км/час. Расход бензина составлял 22 литра на 100 км в городском режиме. Двигатель был супернадежный, впоследствии его устанавливали на военные бронетранспортеры.
В последние годы выпуска автомобиль Чайка оснащался вакуумным усилителем тормозов и гидроусилителем рулевого механизма. Машина была заднеприводной, ходовая часть состояла из передней независимой двухрычажной подвески со спиральными пружинами и задней на продольных рессорах. Следующий после Чайки 13, автомобиль ГАЗ-14 собирался вручную в специальном цехе. На базе этой машины испытывались все новинки электроприводной техники, двигатель объемом 5,5 литра, установленный на ГАЗ-14, позволял развивать скорость до 170 км/час. Коробка передач применялась только механическая, трехступенчатая. Тормоза были двухконтурные, дисковые на передних колесах и барабанные - на задних.