Суббота14 июня
Образование

Четыре волны феминизма: чем отличаются современные феминистки от своих предшественниц

23 мая 2023

С развитием современного общества такое движение, как феминизм, родилось и стало стремительно отвоевывать свои позиции. Громкие призывы к равенству женщин начали появляться по всему миру. Первой стала Новая Зеландия, которая представила в Европе право голоса женщин в 1893 году. Затем подключились другие государства, и феминистские лозунги зазвучали громче по всей планете.

Первая волна феминизма

В 1792 году Мэри Уоллстонкрафт издала книгу «Защита прав женщин», которая стала основой феминистской философии XVIII века. Издание отражало призыв к распространению прав и возможностей женщин, к принятию их независимости, к равноправию полов. Эта волна характеризовалась тем, что ученые назвали либеральным или господствующим феминизмом.

Одной из известных либеральных феминисток стала Мэри Эстелл (1666–1731), написавшая книги «Серьезное предложение дамам» и «Некоторые размышления о браке». Знаменитая фраза Эстелл звучит так: «Если все мужчины рождаются свободными, почему все женщины рождаются рабынями?».

В 1848 году в новозеландском Сенека-Фоллс состоялся съезд, на котором аболиционистки Элизабет Кэди Стейтон и Лукреция Мотт провозгласили: «Мы преследуем самоочевидные истины, что все мужчины и женщины достойны священного избирательного права». Вслед за Новой Зеландией волна феминизма докатилась до Австралии, Финляндии и Великобритании, в которой в 1918 году было разрешено избирательное право женщин старше 30 лет.

Вторая волна феминизма

В 1930-х годах наступило тяжелое время Великой депрессии. Женщины присоединились к рабочей силе на местах, которые ранее были зарезервированы для мужчин. Закон о равенстве полов на предприятиях 1963 года стал из переломных моментов в ходе событий. За этим впоследствии последовали одновременные изменения по всему миру.

Активное участие российских женщин в производстве стало массовым, как и их требования свободы образования в консервативных странах, таких как Саудовская Аравия. Феминистская теория заключалась в том, чтобы свергнуть принятые веками гендерные роли и неравные отношения власти. Марксистские феминистки видели выход лишь в разрушении капиталистической системы.

Вошел в моду радикальный феминизм, согласно которому институт семей увековечивает господство мужчин в обществе, а вклад мужчин считается более ценным, чем вклад женщин. Это проложило путь к тому, что высокая частота распространения «второй волны феминизма». Реализация избирательного права заложила основу для массовых движений угнетенных женщин, требующих равноправия.

Бетти Фридан и Симона Де Бовуар — «матери» современного феминизма

В своей публикации 1963 года «Загадки женственности» Бетти Фридан утверждала, что женщины по-прежнему не выполняют невыполнимую роль в ведении домашнего хозяйства и уходе за детьми. Она использовала фразу «женская мистика», чтобы описать неимоверные тяготы женщин, не имеющих даже права на нормальное образование. Но настоящую революцию совершила на этом поприще Симона Де Бовуар.

Ее книга «Второй пол» буквально взорвала общественность по всему миру. Главная мысль в ней состояла в том, что мужчины принципиально угнетают женщин, выставляя их в обществе неполноценными, «неполными», не имеющими возможности существовать отдельно. Мужчина представляется в книге, как «человек сущностный, абсолютный и трансцендентный», навязывающий миру свою волю.

Симона Де Бовуар открыто заявляла, что мужчины в ее окружении и вне его «творят, что хотят, а женщины продолжают жить в оковах, надеясь, что мужчина спасет их». В центре внимания активистки также были вопросы репродуктивных прав и насилия в отношении женщин, их безопасности на рабочем месте. Позже это стало отражаться в феминистских фильмах, музыке и книгах того времени.

Третья волна феминизма

Критики феминистского движения высказали негодование по поводу того, что его продвигают только «белые цис-гендерные студентки», оставляя «за бортом» цветных женщин, лесбиянок, трансгендеров, иммигранток из стран третьего мира. Это стало предвестником третьей волны феминизма. Ее зародили представительницы поколения X (те, кто родился в 1960-70-х годах).

Этот период отличается тем, что женщины стали отказываться от своей виктимизации, признавая свою женскую красоту, как субъектов, а не как объектов сексистского патриархата. Многие в этой волне отказались называть себя феминистками, отвергли это слово, поскольку находили его ограничивающим их свободу.

Третья волна включает в себя такие различия, как этническая утрата, классовая утрата, сексуальная ориентация и т. д. Феминизм того времени связан с размыванием любых границ, его главными приверженками стали Мадонна, Куин Латифа и Мэри Дж. Блайдж. Также идеи феминизма третьей волны развернуто были показаны в телесериалах «Секс в большом городе» (1998–2004) и «Дарья» (1997–2002).

Четвертая волна феминизма

Новая четвертая волна феминизма началась в 2012 году после истории жестокого нападения на студентку-парамедика Джиоти Сингх в Дели. Во всем мире она стала известна, как Нирбхайя (Nirbhaya), что переводится с хинди, как бесстрашная. Несмотря на смертельные травмы и поступающие угрозы, девушка дала показания полиции, и все преступники были наказаны.

Происшествие получило огромный резонанс по всему миру. Женщины стали открыто заявлять о насилии, в том числе внутри семьи, что для Индии и других патриархальных стран до сих пор является нормой. Следующим крупным феминистским движением стало движение # Me Too в США, которое дало голос миллионам женщин, пережившим сексуальное насилие. В ходе этого движения были возбуждены уголовные дела против многих известных актеров и политиков.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments