Применяет односложные слова: как понять, что ребенка нужно вести к логопеду
12 мая 2023Большинство родителей не видят ничего критичного в ситуации, когда их ребенок плохо выговаривает слова или вообще не разговаривает. «Мой вообще до четырех лет молчал, а потом сразу заговорил предложениями» – подобную историю можно услышать от друзей и знакомых, но и стоит ли надеяться, что проблема решится сама собой? Сегодня мы поговорим о том, как проявляется нарушение речевого развития в разном возрасте у детей, и когда стоит вести ребенка к логопеду.
Младенец от 6 месяцев до полутора лет: отсутствие лепета

Младенец до года не может произносить внятные слова – обычно он издает звуки, напоминающие мычание или кряхтение:
- «агу»;
- «бобо»;
- «туту»;
- «кхх».
По мере взросления в «лексиконе» ребенка будет появляться все больше новых звуков. Если малыш продолжает молчать, то это может стать веской причиной для консультации с логопедом и неврологом.
Ребенок от 1,5 до 3 лет: все понимает, но молчит

Малыши, чей возраст составляет от 1,5 до 3 лет, обычно имеют в своем словарном запасе от одного до нескольких десятков слов. Если вы видите, что ваш ребенок хорошо понимает, что ему говорят, но при этом сам молчит, то его следует отвести на консультацию к логопеду. Врач имеет в своем «арсенале» несколько методик, которые могут заставить его говорить. Некоторым ребятишкам хватает всего одного занятия, чтобы преодолеть стеснение и начать выражать эмоции словами.
Малыш от 3 до 4 лет: говорит на «птичьем» языке

В этом возрасте большинство детей уже во всю разговаривают с родителями. Явным признаком нарушения речевого развития является ситуация, когда малыш продолжает «чирикать» что-то невнятное на «птичьем» языке. Также ребенок может знать несколько полноценных слов, однако глотает большинство звуков или продолжает мямлить, боясь сказать слово четко и громко.
Особую бдительность стоит обратить на речь малыша в том случае, если он часто заменяет нормальные слова звуками, которые совершенно не походят на оригинал: «машина» – «кика», «зайка» – «бу», «горячий» – «жижа» и так далее. Понятно, что ребенок имеет в виду конкретный предмет или состояние, но не может назвать его правильно.
Дети от 4 до 6 лет: нарушенная фонетическая система

В этом возрасте у большинства детей уже сформирована полноценная речь. Однако если ваш ребенок продолжает называть ложку «лофкой» или чайник «тяйником», то это может говорить о том, что фонетическая система нарушена. Если вовремя не научить чадо правильному произношению звуков, то это может привести к проблемам с речью во взрослой жизни – человек будет шепелявить или картавить.
Вызвать настороженность у родителей должна и ситуация, когда малыш не может запомнить правильное положение слогов в словах: вместо «болтаю» он говорит «ботлаю» или произносит «потом» как «топом». Для трехлетних детей это еще более или менее нормально, но когда такие ошибки встречаются в речи у малыша четырех лет и старше, то затягивать с визитом к логопеду не стоит.
Дошкольник 6 лет: малый словарный запас, не умеет запоминать стихи

Дети дошкольного возраста должны уметь составлять более или менее структурированные предложения. Если ваш ребенок продолжает глотать окончания или говорит слова невпопад, то это значит, что с его речью могут быть проблемы. Подобная ситуация может быть вызвана малым словарным запасом – обычно это происходить из-за того, что родители мало разговаривают с ребенком или не читают ему детскую литературу.
Явным признаком нарушения речи является и тот факт, что ребенок не умеет запоминать стихи или слова из любимых песен. Однако ничего критичного в этом нет – несколько занятий со специалистом, а также тщательное следование его рекомендациям помогут вашему ему пополнить свой словарный запас и научиться разговаривать со сверстниками на одном уровне.
Причины задержки речи у детей

Слабое развитие или нарушение речевого аппарата у ребенка иногда может говорить о наличии серьезного заболевания.
Логопеды называют три основные причины, согласно которым общение дается детям тяжело:
- Слабо развитые мышцы артикуляционного аппарата. Явными симптомами данного расстройства является повышенное слюноотделение, а также тот факт, что ребенок предпочитает есть только мягкую пищу. В данном случае помочь может логопедический массаж и артикуляционная гимнастика – обе практики хорошо знакомы врачам-логопедам.
- Нарушение слухового восприятия. Как правило, ребенок слышит только часть просьб и фраз, поскольку акцентирует внимание лишь на определенных словах и звуках. Исправить положение помогут специальные игры, которые развивают фонематический слух, а также обсуждение той информации, которую слышит ребенок.
- Плохой слух. Чем раньше врач диагностирует данное расстройство, тем выше вероятность, что удастся восстановить один из 5 органов чувств без операций. Особенно тревожным звонком должен стать тот факт, что ребенок перестает реагировать на голоса знакомых ему людей. Если вовремя не назначить лечение, то это приведет к нарушению коммуникативных навыков.
Если у вас появились хотя бы небольшие подозрения по поводу того, что у ребенка есть одно из перечисленных расстройств, то сразу же обратитесь к логопеду. Чем раньше будет диагностирована проблема, тем выше вероятность, что малышу удастся нормализовать свою речь.
Сколько времени занимает восстановление речи

Определить, сколько точно времени потребуется для восстановления речевых функций, практически невозможно. Специалист может назвать лишь приблизительное количество сеансов, но очень многое зависит от характера речевого нарушения и его тяжести, неукоснительного соблюдения рекомендаций, заинтересованности ребенка и родителей, и также физиологических особенностей малыша.
В логопедической практике есть немало случаев, когда наладить речевой аппарат удавалось всего за 3-4 занятия. Однако если наблюдаются такие дефекты, как укороченная подъязычная связка, то восстановление может растянуться и на несколько месяцев.
Могут ли родители помочь ребенку скорректировать речь

Коррекция речи – это коллективный труд, в котором больше всего задействован ребенок, затем – его родители, а логопед лишь дает рекомендации. Лучшее, что вы можете дать малышу – это научить его дисциплине. Многие дети не хотят каждый день выполнять одни и те же монотонные обязанности, однако артикулярные упражнения должны иметь регулярный характер.
С детьми, возраст которых составляет менее 4 лет, будет очень кстати развивать постановку шипящих звуков. Для этого вы можете использовать специальные речевые игры. Кроме того, не забывайте поправлять малыша каждый раз, когда он неправильно произносит те или иные звуки.
Повседневные беседы, прослушивание музыки, совместное чтение детской литературы, заучивание стихов – все это также поможет минимизировать риск развития задержки речи, а также увеличит словарный запас ребенка. Поэтому, даже несмотря на свою чрезмерную занятость, всегда уделяйте время своим детям.

Но самое главное – никогда не стоит с пренебрежением относиться к симптомам нарушения слухового аппарата. Если вы заметили за ребенком, что он плохо распознает звуки, то незамедлительно обратитесь в поликлинику за помощью. В большинстве случаев, когда у детей наблюдаются проблемы с речью, ее можно восстановить, если вовремя диагностировать причину и начать лечение. Консультация со специалистом никогда не окажется лишней, ведь даже если у ребенка нет признаков нарушения речи, врач все равно даст вам ценные рекомендации.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание