Понедельник16 июня
Самосовершенствование

В нем - наша сила. Как развить в себе концентрацию внимания, чтобы видеть все только важное в жизни

11 мая 2023

Внимание - это одно из важнейших качеств в жизни. Это настоящая сила, которая делает человека эффективным в быту и успешным в работе. Но порой мы становимся рассеянными. У нас все валится из рук, мы ничего не запоминаем и не успеваем. С этой проблемой нужно и можно бороться. Есть эффективные способы повышения концентрации внимания.

Как распознать проблему

Для начала нужно разобраться с тем, что такое концентрация. Это когнитивная способность организма, которая подразумевает сосредоточение внимания на конкретной задаче, полное погружение в нее. О проблемах с концентрацией можно говорить, если:

  • во время работы вы постоянно на что-то отвлекаетесь (посторонние звуки, чужие разговоры и так далее);
  • во время диалога рассматриваете человека вместо того, чтобы слушать его;
  • пытаетесь внимательно слушать собеседника, а потом обнаруживаете, что витаете в каких-то своих мыслях;
  • при чтении книги вынуждены несколько раз перечитывать один и тот же абзац или даже целую страницу;
  • во время просмотра телевизора листаете социальные сети;
  • во время выполнения задачи постоянно переключаетесь на что-то другое;
  • не умеете ставить цели и расставлять задачи по приоритетности.

Избавьтесь от отвлекающих факторов

В идеале вы должны достичь такого уровня концентрации, когда отвлекающие факторы на вас не действуют. Например, у вас перед глазами лежит смартфон, но рука не тянется зайти в социальные сети, ведь вы заняты более важным делом. Но на начальном этапе борьбы с проблемой это практически невозможно, поэтому нужно устранить отвлекающие факторы.

Если вы садитесь за работу, уберите из поля зрения все, что может вас отвлекать. Это и выше упомянутый смартфон, и какие-то журналы, и безделушки. Одним словом, все, что не касается непосредственно рабочего процесса.

Еще один важный момент - устранение отвлекающих звуков. На пару часов, которые вы запланировали отвести работе, нужно отключить сигнал смартфона, городского телефона и даже домофона. Отключите радио и телевизор, закройте окно, попросите домашних не шуметь. Возможно, есть смысл воспользоваться берушами.

Откажитесь от многозадачности

Сейчас модно говорить о многозадачности. Специалисты по личностному росту называют ее чуть ли не главным залогом эффективности. Но на самом деле далеко не каждый является прирожденным Юлием Цезарем. То есть, не все обладают способностью делать одновременно несколько дел, причем делать их качественно.

У подавляющего большинства людей ресурсы внимания строго ограничены, поэтому нудно расходовать их рационально, направляя на ключевую задачу. Распишите свои дела по приоритетности и начинайте с самого главного. Пока не закончите одно, не приступайте к следующему.

Практикуйте осознанность

Осознанность - это способность замечать свои мысли и чувства, сосредотачиваться на них. Люди, которые обладают этой способностью, лучше концентрируются на основных делах, реже отвлекаются, выполняют свою работу более эффективно.

Чтобы развить в себе осознанность, необходимо практиковать медитацию. Кроме того, рекомендуются дыхательные упражнения. Смысл заключается в том, чтобы делать глубокие равномерные вдохи и полностью сосредотачиваться на них. Это не так просто, как кажется. Поначалу вы постоянно будете отвлекаться на посторонние мысли, но важно снова возвращаться к дыханию.

Создайте комфортную атмосферу

Достаточно часто люди отвлекаются от основной работы, когда чувствует дискомфорт. Если вы понимаете, что ваши мысли постоянно куда-то улетают, если вы то и дело ловите себя на посторонних занятиях, проверьте, достаточно ли вам комфортно. Возможно, у вас болит спина, затекла шея. Либо вам холодно или слишком жарко. А может, вы голодны или чувствуете жажду.

Постарайтесь создать для себя максимально комфортные условия. Можете добавить какие-то детали вроде ароматических свечей, чтобы атмосфера была более приятной.

Не забывайте о перерывах

Даже у тех, кто умеет концентрироваться, в какой-то момент фокус может рассеиваться. А все потому, что ресурсы человека не бесконечны. Когда наступает усталость, производительность снижается, и человек начинает отвлекаться.

Чтобы улучшить концентрацию, нужно регулярно делать короткие перерывы. В идеале на протяжении этих перерывов нужно просто отдыхать. Но также можно переключать свое внимание на какой-нибудь другой, более простой вид деятельности.

Для начала делайте небольшие 5-минутные перерывы каждые полчаса. Но в процессе работы определите интервалы, которые наиболее комфортны для вас. Возможно, перерывы понадобятся вам чаще, а может, гораздо реже.

Тренируйте свой мозг

Большинство людей привыкли получать информацию дозировано. Это посты в социальных сетях, сюжеты по телевизору и так далее. То есть, мозг заточен на обработку небольших объемов информации. И когда приходится подолгу заниматься чем-то одним, он протестует, и вы начинаете отвлекаться.

Но проблема решаема - мозг нужно тренировать. Для начала откажитесь от просмотра ленты соцсетей или сведите к минимуму. Вместо этого перейдите к чтению книг или длинных статей. Для начала уделяйте этому по 10-15 минут в день и постепенно увеличивайте тайминг.

Составляйте список дел

Каждый день нужно начинать со списка дел. А еще лучше составлять его накануне вечером, чтобы не тратить время утром. Психологи утверждают, что человек более ответственно относится к тому, что зафиксировано на бумаге. Якобы это приобретает оттенок обязательности. К тому же это как-то дисциплинирует. Желание успеть сделать все и поставить галочки напротив всех пунктов заставляет сконцентрироваться и не отвлекаться от основного задания.

Будьте снисходительны к себе

В первые дни работы над собой вас все еще будет очень трудно сконцентрироваться, вы будете постоянно отвлекаться. Конечно, нужно пресекать такие моменты, но слишком сердиться на себя тоже не стоит.

Дело в том, что хорошие привычки не вырабатываются в один момент. Пройдет не менее месяца, прежде чем ваш мозг начнет перестраиваться на конструктивную работу без отвлекающих факторов. Просто запаситесь терпением и не опускайте руки, когда что-то не получается.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments