Суббота26 апреля
Искусство и развлечения

Разбор поколенческих различий, испытание морем и штормом: драма “Снегирь” открыла ММКФ (трейлер фильма)

1 мая 2023

Недавно на Московском международном кинофестивале состоялась премьера нового фильма режиссера Бориса Хлебникова «Снегирь». Картина выйдет в широкий прокат 8 июня. Кинокритики, успевшие ознакомиться с новинкой, уже дают позитивные прогнозы. По их мнению, это фильм, который действительно стоит посмотреть.

О чем кино

Молодые парни Никита и Максим попадают на стажировку на рыболовецкое судно «Снегирь». Там уже есть сотрудники, работающие на постоянной основе не первый год. В основном это мужчины, которым за 40 лет. Они упорно не желают принимать в свой коллектив стажеров, а начинают их троллить. Максим не обращает внимание на издевательства старших коллег, игнорирует их, поэтому от него достаточно быстро отстают. А вот Никите, парню тонкой душевной организации, приходится совсем непросто.

Зрители стану свидетелями противостояния представителей старшего и младшего поколений. Они увидят непростой быт рыбаков и раздираемую противоречиями русскую душу, где есть место и подвигу, и беспощадности.

Идея создания фильма

Борис Хлебников признался, что однажды ему дали почитать книгу «Три минуты молчания» Георгия Владимова. Роман был написан в 1969 году. Хлебникову пришла в голову идея адаптировать произведение под современные реалии. Его впечатлила мысль о том, что можно показать всю широту русской души, а заодно сделать «разбор поколенческих различий».

К сотрудничеству он привлек Наталью Мещанинову. Именно она стала автором сценария.

Как проходили съемки

Отчасти «Снегирь» - это фильм-катастрофа. Там есть эффектные сцены испытания рыбаков штормом и морем. Удивительно, но эти эпизоды снимались не на натуре, как говорят на своем сленге киношники, а в обычном павильоне. При этом кинокритики отмечают, что во время просмотра не кажется, что картинка на экране — это нечто искусственно созданное. Есть полное и явное ощущение того, что смотришь кадры документального кино, реального шторма.

Чтобы добиться такого эффекта, была проделана большая работа. Киношники много общались с рыболовами, чтобы лучше узнать специфику их профессии. А один из членов съемочной группы и вовсе прожил с рыбаками целых две недели «на их территории», чтобы воочию увидеть их быт.

Не герои, а маргиналы

Достаточно жестко режиссер «прошелся» по персонажам, показав их без купюр. На первый взгляд у стажеров Никиты и Максима складывается впечатление, что они попали в сплоченный коллектив. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что здесь каждый сам за себя и думает о своей выгоде.

В фильме представлены не самые лучшие образы рыболовов. Режиссер хотел донести мысль о том, что они не вовлечены в свою профессию, что эта работа не является призванием: это лишь средство заработка.

Практически вся команда судна — это выпивающие маргиналы, которых от пагубного пристрастия не останавливает ни шторм, ни буря. Борзый Серега любит демонстрировать свою силу перед слабыми, зрелый Дед поражает отсутствием эмпатии и цинизмом, бузотер Юрик придумывает опасные авантюры, от которых только ждать беды. Единственный более-менее адекватный персонаж — это Геннадий. Он хоть и выпивоха, но совестливый.

Битва поколений

Режиссер хотел показать в своей картине дисконнект между поколениями. По его мнению, у старшего поколения есть какая-то опора, за которую они держатся, как за соломинку, чтобы не погрузиться в депрессию. Молодежь же бунтует против былых устоев. При этом у нее вообще нет никакой опоры.

Дисконнект между поколениями показан не только на примере взаимодействия стажеров и опытных рыболовов. Например, Геннадий вроде души не чает в своих дочках, часто показывает их фото коллегам. В то же время он не понимает, почему они ходят с недовольными лицами и что их не устраивает. Когда стажер Никита говорит, что возможно, это депрессия, то сталкивается с непониманием со стороны Геннадия, у которого нет такого слова в лексиконе.

Настоящая драма

Кульминацией становится эпизод, где рыболовы бросаются на помощь «норвегам». Однако настоящая трагедия разворачивается, когда на море нет шторма. Заключается она в том, что опытные рыболовы узнают: стажеры попали на судно не из любви к профессии, а просто потому, что не смогли поступить в другой вуз. Тогда «старожилы» впервые за все время объединяются: причем, против молодежи, чувствуя, что им будто нагадили в душу. На самом деле никто не желает признаться себе в том, что он здесь тоже исключительно для заработка денег, а не потому, что нашел свое призвание.

Старость — не повод уважать человека

Режиссер фильма не скрывает: он не считает, что пожилой человек достоин уважения только в силу своего возраста. Хлебникова искренне раздражают «многоумные старики». Поэтому в своей картине он показал Деда как личность циничную и жестокую. Зрелый этот персонаж явно не по уму, а по возрасту. Хлебников отмечает, что всегда против дедовщины и не поддерживает концепцию воспитания, что младшие должны всегда слушаться старших.

Широта русской души

Режиссер долго размышлял над тем, что лежит в основе этого понятия. А потом понял: это противоречивый характер. С одной стороны, рыболовы поражают своей безалаберностью, пренебрежительным отношением к своей и чужой судьбе. С другой — еще вчера они делали подлости и гадости, а уже сегодня рискуют своей жизнью и совершают подвиг.

Хлебников сделал вывод, что в этом заключается ключевая особенность нашего менталитета. По его мнению, причина в том, что наши люди не настроены на подвиги в долгосрочной перспективе: они вообще не понимаю и не видят долгосрочных перспектив. А вот подвиг для них - «простая и понятная штука», счастье в океане бессмысленной жизни, которой живут многие. По крайней мере, такое видение у Хлебникова, и именно его он захотел донести до зрителей.

Вместо заключения

«Снегирь» - это не фильм-катастрофа, а настоящая психологическая драма. По мнению создателей, зрителей она должна привлечь реалистичностью образов, героев. Здесь каждый может где-то узнать себя или кого-то из своего окружения. Картина будет интересна не только тем, кто любит море и хочет посмотреть, как устроен бы рыболовов, но также и всем, кому нравится глубокое психологическое кино.

К такому выводу пришли кинокритики после просмотра нового фильма Хлебникова. Нам же пока доступен лишь трейлер зрелищной картины.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments