Понедельник16 июня
Самосовершенствование

Почему гордыня - чувство, с которым надо бороться. Можно ли это сделать безболезненно и как этого добиться

23 апреля 2023

В современном обществе постоянно слышатся призывы к тому, чтобы быть первым, быть лучшим. А если ты не добился больших высот в жизни, значит, ты неудачник, что является позором. Таким образом, в миру сегодня проповедуется гордыня, которая заставляет человека изо всех сил работать локтями, чтобы оттолкнуть ближнего, "обскакать" его, добиться доминирующего положения.

По мнению святых отцов, именно посредством гордыни, которая подстегивает к получению удовольствий, будут множиться беззакония, и любовь среди людей оскудеет. Поэтому с гордыней нужно бороться. О том, как этого добиться, писали отцы церкви.

Что под гордыней понимают психологии

В словарях о гордыне говорится как о непомерной гордости, как о высоком мнении о себе, которое явно преувеличено, как о высокомерии, заносчивости и пренебрежении к другим людям.

Психологи определяют гордыню как нарциссическую часть человеческой личности, которая ориентирована на самого себя, на свое "я". С одной стороны, это можно рассматривать как норму, и эта часть не должна исчезнуть полностью или слиться с частью объектной - той, что ориентирована на других людей.

Но с другой стороны, если гордыня неимоверно разрастается, поглощая другие аспекты личности, превращаясь в превосходство и отражаясь на отношениях с окружающим миром, то это выливается в большую проблему. По причине неадекватного восприятия своего "я" индивидуумом он нередко совершает роковые ошибки.

Он становится невнимательным к людям, неблагодарным, не уважает их, смотрит на них как на более низких существ, бахвалится, всячески подчеркивая свое превосходство. Если его собеседник ценит себя, вряд ли он будет поддерживать контакты с подобным индивидуумом. Так можно оказаться в полном одиночестве и обвинять в этом не себя, а окружающих.

Кроме того, опасность гордыни состоит еще и в том, что человек имеет завышенное представление о своих интеллектуальных способностях и своих возможностях. Как следствие, он теряет связь с реальностью, не прислушивается к советам, считая себя всезнайкой. В результате он совершает ошибки и терпит фиаско.

Но та же гордыня не позволяет ему адекватно оценить ситуацию, проанализировать, что он сделал не так, и прийти к правильным выводам. Будучи ослепленным чрезмерным самомнением, такой человек не считает нужным развиваться и в итоге деградирует.

Таким образом, от гордыни нужно непременно избавляться, потому что, по сути, это путь в никуда.

Признаки гордыни в православии

По мнению святых отцов, гордыня проявляется в самонадеянности человека, в его вере в то, что он может всего добиться не по воле Всевышнего, а самостоятельно. Погружаясь в гордыню, он вместо благодарности Создателю за все, что имеет (саму жизнь, зрение, слух и так далее) и что получает (кров, пропитание, детей), занимается самолюбованием. Или же, впадая в эгоцентризм, "благодарит" за то, что он якобы является богоизбранным, если другие люди превозносят его, и это поклонение приобретает большой размах.

В православной традиции гордыня относится к семи смертным грехам. При этом отцы церкви рассматривают ее как наиболее тяжелый и опасный недуг. У каждой страсти есть своя противоположность в виде добродетели, и этот порок в основном губит лишь ее. Например, чревоугодие противостоит добродетели воздержания, гнев противоположен терпению и кротости. То есть, подпадая под власть одной из страстей, индивидуум имеет возможность сохранить иные из своих добродетелей.

А вот с гордыней происходит совсем другое. Эта страсть пагубна для всего, с чем она соприкасается. Она извращает всякую добродетель и способна взять из нее "пищу", чтобы возрасти и укрепиться. Будь человек пьяницей, вором, блудником, он способен осознать, что является грешником. При этом он чувствует, что нуждается в покаянии, пытается найти прощение у Всевышнего, а, значит, имеет надежду на спасение.

Когда же человека поразила гордыня, он не замечает этой своей страсти. Она способна погубить безвозвратно и человеческую душу, поскольку, впав в нее, грешник своих изъянов не замечает и к спасению души не стремится.

Так как же бороться с этим смертным грехом?

Что советует Священное Писание

Преподобный Ефрем Сирин, являющийся христианским богословом, одним из учителей церкви IV в., считал, что лучшие советы о том, как бороться с грехом, - это советы самого Всевышнего. Поэтому Сирин рекомендовал врачевать гордыню, перечитывая направленные против нее места в Священном Писании как можно чаще. Среди них преподобный выделяет следующие библейские высказывания.

Евангелие от Луки, глава 17, стих 10:

Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Там же, глава 16, стих 15:

Что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

Евангелие от Матфея, глава 11, стих 29:

Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.

Послание апостола Павла к Галатам, глава 6, стих 3:

Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

Псалтирь, глава 114, стих 5:

Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.

Там же, глава 135, стихи 23-24:

Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его.

Книга Притчей Соломоновых, глава 16, стих 5:

Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем.

Кроме стихов, рекомендованных Ефремом Сириным, можно добавить и другие.

Послание Иакова, глава 4, стих 6:

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Книга Притчей Соломоновых, глава 14, стих 3:

В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

1-е послание Иоанна:

-Все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

А что рекомендуют делать другие богословы в борьбе с гордыней?

Трудиться в поте лица, но не гордиться этим

Иоанн Кассиан Римлянин, который жил в IV-V вв. и был видным теоретиком монашеской жизни, говорил, что нужно трудиться в поте лица, но при этом свои успехи приписывать не себе, а Всевышнему. То есть, он не умалял значимости усилий, прилагаемых человеком к достижению, цели, но призывал благодарить за это Бога:

Я говорю это не с тем, чтоб, уничижая человеческие усилия, хотел отклонить кого либо от заботливого и напряженного труда. Напротив я решительно утверждаю, что совершенство без них ни как не может быть получено, и ими одними без благодати Божией оно никем не может быть доведено до надлежащей степени. … Благодать Божия сообщается только трудящимся в поте лица.

Не подсчитывать свои добрые дела

Иоанн Кронштадтский (1829-1908), проповедник, духовный писатель, указывал, что несмотря на совершаемые добрые дела, люди должны помнить, что они при этом не лишены множества пороков:

Когда придет тебе в голову безрассудная мысль - сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления всеблагого и праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей сравнительно с ними, все равно что нет.

Прибегнуть к смирению, но не чувствовать себя униженным

Митрополит Антоний Сурожский (1914-2003) призывал побеждать гордыню смирением. Но при этом он подчеркивал, что смирение не нужно воспринимать как унижение. Смирение должно быть состоянием активным, когда человек смиряется по своей собственной воле. Тогда как унижают его против его воли. Вот слова митрополита об этом:

Когда мы ищем смирения, мы можем ставить перед собой вопрос: как мы относимся к тому, что Господь нас посылает в ту или иную обстановку? С внутренним миром или с протестом, с разборчивостью? "Я не этого хочу, я хочу другого - почему Ты меня сюда послал? Я хочу добра, Ты должен был послать меня в ту обстановку, где все вокруг добрые и будут меня вдохновлять, помогать, нести на руках; почему Ты меня посылаешь в обстановку, где все - мрак, где все - плохо, где все - дисгармония?"

Эта наша обычная реакция, и это один из показателей того, что наша реакция не смиренна. И когда я говорю "смиренна", речь не о том, чтобы чувствовать себя или сознавать себя как бы побежденными: "Что же я сделаю против воли Божией - смирюсь". Нет, не побежденность, а активное смирение, активная примиренность, активный внутренний мир делают нас посланниками, апостолами, людьми, которые посланы в темный, горький, трудный мир, и которые знают, что там их природное место или благодатное место.

Не стесняться плакать

Нередко отцы церкви указывают на пользу слез, что у некоторых вызывает непонимание: чем могут помочь сентиментальные рыдания, даже если человек раскаивается? Однако святые отнюдь не являются сентиментальными. Когда это требуется, они жестко обличают греховность, зачастую произнося грозные проповеди.

Слезы нужны не для того, чтобы предаваться умильным переживаниям или сокрушаться о том, как тяжела и несправедлива наша жизнь. Слезы связаны с признанием собственного несовершенства.

Святитель Николай Сербский (1880-1956) сравнивал гордыню с растением, которое взошло на высохшей земле. Когда же человек сокрушается о содеянном, его сердце как бы поднимает те пласты земли, которые увлажнены слезами. И тогда душа способна принести новый плод. Таким образом плач, ассоциирующийся с сочувствием и с покаянием, является ключом к исцелению гордыни - черствой и сухой.

Святитель пояснял:

Для созидания райской пирамиды не нужны слезы яростного гнева и слезы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном. Евангельские слезы - это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы - это те слезы, что горюют о потерянном Рае. Евангельские слезы - это те слезы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев. Евангельские слезы - это те слезы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви.

Стремиться подражать Иисусу Христу

Архимандрит Кирилл (Павлов) (1919-2017), говоря о гордыне, вспоминал эпизод из Евангелия, где говорится о слепорожденном человеке, который получил исцеление от Сына Божьего. А также он исцелился и в духовном плане, уверовав в Спасителя. Об этом сказано в Евангелии от Иоанна, главе 9, стихах 1-38.

Однако фарисеи, которые отвергали благодать Иисуса, стали его обвинять в том, что ему помогла бесовская сила. Когда человек не верит в могущество Господа, архимандрит Кирилл называл это сатанинской гордостью.

Отец Кирилл подчеркивал:

Слепотствующий душой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада, исчадие сатанинское, напитанное гордостью и злобой отца своего диавола. Это-то и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными же чудесами. Нет таковому прощения ни в сем, ни в будущем веке.

Таким образом, итогом гордости и ее фактической целью является сознательное отвержение Господа. Поэтому в борьбе с этим недугом самое надежное средство - это обращение своего взора на того, кто может исцелить его, то есть, на Всевышнего. Архимандрит Кирилл призывает нас стремиться подражать действиям Иисуса Христа, как этому учит Евангелие.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments