Каюта командира и столовая экипажа: эксклюзивные фото 1961 года первой атомной субмарины, потерянной в море
11 апреля 202310 апреля 1963 г. в Атлантическом океане произошла трагедия, которая в последующем была признана самой страшной подводной катастрофой в мире. Американская атомная подводная лодка «Тершер» при проведении тестовых испытаний превысила предельную глубину и затонула. Таким образом «Трешер» стал первой атомной подводной лодкой, потерянной человечеством в море.
Подводная лодка по последнему слову техники
Строить подводную лодку «Трешер» американцы начали в мае 1958 г. на Портсмутской военной верфи. На воду субмарина, строительство которой обошлось американскому правительству в 45 млн долларов, была спущена на воду в начале июля 1960 г.
Через год, в августе 1961 г., лодку ввели в эксплуатацию. Создана субмарина была для борьбы с вражескими подводными лодками. При ее строительстве американцы использовали самые современные для того времени технологии, а также наработки, сделанные ими во время Второй мировой войны.
Лодка достигала длины 85 метров и имела ширину 9,8 м. Надводное водоизмещение ее составляло 3700 тонн, а подводное — 4300 тонн. Над водой субмарина могла развивать скорость до 15 узлов, под водой — до 30 узлов. На фото ниже можно видеть процесс строительства лодки на верфи в Портсмуте.

А так торжественно готовую лодку спускали на воду.

Ядерный реактор лодки имел мощность целых 15 тыс. лошадиных сил и не только двигал паровые турбины, но и обеспечивал очистку воздуха и воды. Лодка была рассчитана на погружение на глубину до 360 м и могла пройти под водой без необходимости подъема на поверхность до 200 тыс. км. В качестве вооружения на лодке находилось 4 торпедных аппарата.
Незначительные дефекты
Целый год после ввода в эксплуатацию субмарина провела в Атлантическом океане и Карибском море. За это время в конструкции лодки были выявлены незначительные недостатки. В основном они касались комфортности пребывания экипажа на борту субмарины. Но за год было выявлено и несколько технических недостатков судна.
Летом 1962 г. «Трешер» вернулась в Портсмут для техосмотра и устранения обнаруженных командой дефектов. На верфи лодка провела в последующем 9 месяцев. После такой длительной стоянки по правилам лодка должна была пройти тестовые испытания.

Испытания
Когда субмарина вышла в море для теста, на ее борту находились 129 человек, включая 17 гражданских специалистов с верфи в Портсмуте. В испытаниях лодку сопровождал и подстраховывал корабль «Скайларк». Судно должно было держать связь с субмариной, контролировать испытания и не допускать появления в месте проведения тестов других кораблей.
9 апреля 1963 г. «Трешер» провела некоторые надводные испытания, прошедшие успешно. 10 апреля лодка приступила к следующей серии испытаний под водой. Она должна была погрузиться на максимальную глубину и всплыть. Ничего особенного в этом действии для «Трешера» не было. До этого лодка погружалась подобным образом не менее 40 раз.
Потеря связи и невнятное сообщение
Во время испытания поначалу все шло хорошо. С субмарины на «Скайларк» поступали отчеты от команды «Трешера» о пройденных отметках глубины. Но после того как лодка почти достигла предельной глубины, с нее поступило сообщение о «незначительных проблемах», которые пытается устранить экипаж.
После этого связь стала очень плохой. На «Скайларке» получили невнятное сообщение, разобрать которое не удалось. Лишь один матрос уверял потом в том, что разобрал слова о «превышении предельной глубины». После потери связи «Скайларк» ждал подъема субмарины на поверхность целых 1,5 часа, но так и не дождался. После этого с корабля сообщили о произошедшем и вызвали дополнительную помощь.
Обломки на дне
К концу дня к месту происшествия прибыл самолет и корабль. Специалисты обнаружили на поверхности моря масляную пленку и несколько кусков изоляционной пластмассы, которая используется на подводных лодках.
Саму лодку, несмотря на упорные поиски, так и не нашли. Через день на пресс-конференции было заявлено о гибели «Трешера» и 129 находившихся на ней человек. Через год на дне океана были обнаружены обломки корпуса лодки. Что случилось с субмариной, эксперты не могут объяснить до сих пор. Самой распространенной версией считается версия повреждения трубопроводов, заполнение лодки водой и потеря ей плавучести.
Архивные снимки "Трешера"
К 60-летию гибели лодки в американских СМИ появились архивные фотографии, показывающие, как субмарина выглядела когда-то изнутри и снаружи. К примеру, на снимке ниже можно видеть кают-компанию, в которой когда-то обедали офицеры «Трешера».

На следующем фото показана столовая экипажа. После обеда подводники могли здесь отдохнуть, играя в шахматы или шашки.

На следующем фото — маленькая кают-компания, в которой работал командир «Трешера» - 35-летний лейтенант-коммандер Джон Уэсли Харви. В кают-компании командира был небольшой письменный стол и дисковый телефон.

На следующем фото можно видеть спальные места подводников, на которых они отдыхали в перерыве между сменами.

Рядом с койками были предусмотрены шкафчики для хранения вещей.

Был на корабле и специальный отсек.

В этом отсеке подводники проводили большую часть своего времени вне вахты. Здесь находился общий стол с удобными стульями.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание