Воскресенье15 июня
Образование

Стальные громы Сталина: как танки стали символом победы Советской армии в Великой Отечественной войне

10 апреля 2023

Большевики, придя в 1917 году к власти, подписали мирный договор с Германией и вышли из войны. В это время Красная Армия представляла собой жалкое зрелище, не имея никакой тяжелой техники, а ее ударной силой считалась конница. В скором времени пришлось заниматься разработкой танков, которые начали играть существенную роль на полях сражений.

Состояние танковых войск до начала войны

В начале 1930-х годов, несмотря на некоторую отсталость техники, советские танковые войска стали уже достаточно грозной силой. Однако в 1936-1937 годах была проведена «Большая чистка», в результате которой три четверти офицеров различных рангов были сосланы в сибирские лагеря или расстреляны. Такая же участь постигла многочисленных инженеров, которые работали в различных конструкторских бюро. Это отбросило танковые войска Советского Союза на много десятилетий назад. В конечном счете отсутствие опыта и современной техники сказалось на Красной Армии в 1941 году, когда она была практически полностью разгромлена.

Развитие советского танкостроения в первой половине XX века

Считается, что первым танком в СССР был так называемый русский "Рено", который являлся копией французского Renault FT, захваченного в 1918 году. Эта боевая машина была полностью разобрана, изучена, после чего уже в 1920 году началась ее промышленная сборка на заводе «Красное Сормово».

Лишь в конце двадцатых годов на базе русского "Рено" был выпущен первый полноценный советский танк Т-18. Он был вооружен 37-миллиметровым пулеметом и легкой пушкой. В общей сложности было выпущено 960 модификаций этой боевой машины, которая практически не принимала участие в боевых действиях в Великой Отечественной войне. Этот танк оказался сложным в эксплуатации, он имел слабое вооружение и тонкую броню.

Копия британского «Виккерс Марк - 3»

На базе Т-18 была спроектирована усовершенствованная модель, получившая название Т-19. Однако этот танк так и не был запущен в серийное производство. Вместо него начали сборку копии британского «Виккерс Марк - 3», который в Советском Союзе получил обозначение Т-26. Этот танк первоначально имел достаточно слабый двигатель и проблемы с бронированием. На его основе была выпущена уже модифицированная версия Т26М, которая имела гораздо лучшие характеристики. В общей сложности было собрано около 10 000 танков этой модификации, которые активно использовались в первые годы Второй мировой войны.

Копирование иностранной техники

В те времена в Советском Союзе активно занимались копированием иностранной техники. Это касалось не только немецких танков, но и боевых машин из Франции и Британии. Так, в начале 1930-х годов Сталин был впечатлен появившимися у англичан плавающими танками. Конструкторскому бюро в Советском Союзе была поставлена задача спроектировать аналогичные боевые машины, которые могли бы использоваться как амфибии. Причем в странах Западной Европы вскоре отказались от этой идеи, так как возможность передвигаться по водной глади существенно усложняла конструкцию танка.

При этом в конце 1930-х годов появилось уже заметное техническое отставание от немецких и британских танков. Если в Германии уже начали активно использовать различную электронику, в том числе моторизированную башню, которая имела привод от электромотора, то в Советском Союзе о таких технологиях еще не шла речь. То же самое касалось качества брони, которая все же уступала лучшим западным образцам.

Танки-амфибии

В 1930-х годах появилась достаточно интересная задумка совместить танк и лодку, в результате чего появились амфибии, способные передвигаться как по воде, так и по суше. Заинтересовался такими боевыми машинами не только сам Сталин, но и маршал Михаил Тухачевский. Было принято решение приобрести несколько моделей такой техники у англичан и в Соединенных Штатах Америки. На базе купленных танков планировалось вскоре начать собственное производство.

В итоге конструкторские бюро в Советском Союзе даже представили свою модель танка-амфибии, получившую обозначение Т-37. Фактически это была копия английского экспериментального образца от производителя «Виккерс-Карден-Ллойд». Англичане долго занимались разработкой такого танка, но в конечном счете пришли к мысли, что это тупиковая ветвь развития. Однако в Советском Союзе было построено тысячи таких амфибий, которые оказались фактически бесполезными в реальных боевых условиях.

Легендарный танк Т-34

На базе модификации Т-26М советскими инженерами был сконструирован тяжелый танк модификации Т-34. Эта боевая машина стала едва ли не основной для Красной Армии в годы Второй мировой войны. Этот танк мог похвастаться отличными боевыми характеристиками и по основным параметрам не уступал немецким «Тиграм». Он был достаточно прост в производстве, поэтому его выпуск удалось наладить в короткий срок. Массовость и простота эксплуатации и сделали этот танк столь популярным в Советском Союзе.

В особенности успешной оказалась модификация Т-34/85, выпуск которой был налажен в 1943 году. Это был самый массовый танк времен Второй мировой войны. Он сыграл ключевую роль во многих наступательных операциях, обладая при этом хорошей защитой и высокой скоростью. Танк Т-34 получил модернизированное вооружение, что позволило существенно улучшить его характеристики на поле боя. Впоследствии на базе этой модификации была построена еще более усовершенствованная модель Т-44, которая обладала уже продвинутой системой наведения и надежными мощными двигателями.

Легкие танки

Первые легкие танки в Советском Союзе были закуплены в 1926 году. Это была модель Carden-Loyd, на базе которой планировалось начать производство собственных боевых машин этого типа. До 1933 года ГАЗ и завод «Большевик» выпустили 2750 легких танков, получивших обозначение Т-27. На эту боевую машину возлагали большие надежды, но к началу войны стало понятно, что в реальных боевых действиях она просто бесполезна. Поэтому в 1941 году практически все эти машины сняли с передовой, используя в учебных частях и как артиллерийские тягачи.

Быстроходные крейсерские танки Советского Союза

В двадцатых и тридцатых годах прошлого века в Советском Союзе активно работали над созданием быстроходного крейсерского танка. Инженеры пытались установить на существующие модификации боевых машин более мощные двигатели, которые бы существенно улучшили динамические характеристики техники. В итоге советскими инженерами был скопирован американский легкий быстроходный танк Christy M1931. Эта боевая машина имела колесный привод без гусениц, что существенно улучшало ее скорость, но при этом отрицательно сказалось на проходимости техники.

Christy стал пионером в области создания танков-трансформеров, которые могли использоваться в качестве передвижной артиллерии и для поддержки пехоты. В Советском Союзе также попытались использовать на копии этого американского танка авиационные двигатели, но они оказались не столь надежными в эксплуатации. В общей сложности было выпущено около 8000 советских быстроходных танков, получивших обозначение БТ.

В Красной Армии возлагали большие надежды на технику этого типа, но в реальных условиях на поле боя она оказалась не слишком проходимой. Проблемы с броней делали БТ легкой добычей для немецких «Тигров». В конечном счете от идеи строительства быстроходных танков-трансформеров было принято решение отказаться. В последующем на базе БТ были спроектированы машины поддержки пехоты, которые используются и по сей день.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments