Невнимательность, агрессивность, стеснительность. Проблемы школьников и их решение
7 апреля 2023Переход из уютного дошкольного заведения в школу - это значимое и не самое простое событие в жизни каждого ребенка. Конечно, все дети разные, и они воспринимают школьную жизнь более или менее позитивно, в зависимости от особенностей характера, уровня подготовки и многих других факторов. Но есть адаптационные сложности, с которыми сталкиваются большинство родителей. О них и способах их преодоления сегодня и пойдет речь.

Если ребенок агрессивен
Когда учителя сталкиваются с вызывающим, или агрессивным поведением учащегося, это не значит, что ребенок действительно хочет быть трудным. Всегда есть первопричина, лежащая в основе проблемного поведения, и часто причиной является травма. Дети часто могут маскировать свою боль агрессивным или неадекватным поведением, они могут казаться злыми, подавленными, отказываться от сотрудничества или отвлекаться. И да, им срочно нужно понимание и помощь.
Педагоги во всем мире искали способы эффективного решения проблемы агрессии в классе таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Эксперты обнаружили, что если давать детям позитивное, а не негативное внимание, это гораздо эффективнее влияет на изменение поведения. Многочисленные исследования показывают, что признание и позитивная реакция на поведение, которое мы хотим поощрять, дают лучшие результаты, чем наказание или критика нежелательного.

Золотая середина
Конечно, внимание к поведению, которое мы надеемся увеличить, должно идти рука об руку с четко сформулированными правилами и границами, которые последовательно соблюдаются. Последствия неуместных поступков или нарушение правил должны излагаться последовательно, по существу, безэмоционально. Эти последствия могут включать в себя различные действия, например, вычет очков во внутренней системе “премий”.

Ребенку трудно заводить друзей
Почему у некоторых детей нет друзей? Когда детей никуда не приглашают или им не с кем пообщаться, трудно не удивляться и не волноваться. Заводить и сохранять друзей — это навык. Некоторые дети развивают это естественным образом в раннем возрасте, в то время как другим требуется больше времени. В некоторых случаях дети просто не встретили никого, с кем они могли бы найти общий язык.
Некоторые слишком нервничают или беспокоятся, чтобы разговаривать с другими. Другие могут начать разговор, но им трудно придумать, о чем поговорить. Или они могут говорить о чем-то, что не интересует других детей, не замечая, что другие дети отключаются. Когда детям трудно заводить друзей, это может не иметь ничего общего с их личностью. Это также не означает, что ребенок не симпатичен. Это может просто означать, что ему нужна помощь в развитии социальных навыков.

Ребенок не может сосредоточиться
Детям часто трудно сосредоточиться, но когда им дают задачу, которую они считают слишком сложной или непонятной, они с большей вероятностью сдадутся, прежде чем по-настоящему попытаются ее выполнить. Если вы заметили, что ребенок регулярно теряет концентрацию во время выполнения заданий, не паникуйте и не старайтесь наказаниями добиться лучшей сосредоточенности. Расстроившись, ребенок точно не сможет оперативно ничего выполнить. Гораздо лучше распланировать время для подготовки домашнего задания таким образом, чтобы письменные уроки чередовались с физической активностью. Придумайте сразу несколько пауз, во время которых вы вместе можете подурачиться, сделать пальчиковую гимнастику или потанцевать.

Внимательность не равно сосредоточенность
На самом деле очень важно отслеживать такие моменты, потому что есть задания, которые всегда вызывают затруднения. Для одних это русский язык, для другого математика, и ваша задача понять, на каком этапе ребенок начинает утомляться и его внимание рассеивается. Тогда у вас не будет проблем с тем, чтобы в нужный момент сделать переменку, съесть вкусный батончик, послушать музыку и подвигаться. Небольшая передышка и возвращаемся к уроку. Этим правилом пользуются и учителя начальной школы, выводя детей на зарядку, чтобы они получили шанс перезарядиться.
Как всегда, следите за тем, чтобы ваш ребенок высыпался каждую ночь, как можно меньше проводил времени за компьютером и планшетом в течение школьной недели а также не пользоваться электронными устройствами перед сном.

Ребенок не хочет идти в школу
Редко бывает одна единственная причина отказа от посещения школы. Это может быть связано с беспокойством, фобией, трудностями в обучении, социальными проблемами в школе. Отказ может начаться постепенно или произойти внезапно. Зачастую этому предшествуют стрессовые события дома или в школе, конфликт в семье или со сверстниками, смена школы, проблемы с учителем, плохие оценки.
Не посещая школу, ребенок может избегать страшных для него вещей – например, определенных учителей, столовой, встречи со старшими учениками. Кроме того, вне школы ему не требуется искать решения и выходы в разных социальных ситуациях со сверстниками или учителями. Наконец, могло произойти что-то дома, заболел член семьи или домашнее животное и у ребенка резко снизилась мотивация к учебной деятельности.
Первый шаг к работе над отказом от школы — попытаться понять проблему с точки зрения вашего ребенка. Это означает, что вы можете пойти в школу с полезной информацией.

Поиск решений
Выясните, почему вашему ребенку трудно ходить в школу:
- Поговорите с ним о том, почему он не хочет идти. Попытайтесь выяснить, есть ли у вашего ребенка проблемы со сверстниками или учителями, или он пытается чего-то избежать. Например: «Если бы вы могли что-то изменить в школе, что бы это было?»
- Если вашему ребенку трудно говорить о проблеме, попросите его оценить каждую часть школьного дня, например, поход до школы, класс, специализированные занятия, учителя, сверстники, перемены, столовая и школьные завтраки. Маленьким детям может быть проще рассказать вам о своих чувствах, указывая на соответствующие символы, такие как грустные лица или смайлики.
- Подумайте, не происходит ли что-нибудь дома, из-за чего вашему ребенку трудно. Например, несчастье в семье, недавний переезд? Ваш ребенок беспокоится о ком-то дома?
Поищите вместе решение. Понятно, что посещение учебного заведения не подлежит обсуждению, но вполне возможно, что потребуется какая-то коррекция. Иногда достаточно подключить учителя, порой требуется помощь директора, а в некоторых случаях нужно просто забрать документы из школы и найти ему более дружелюбный класс. Помогите своему ребенку использовать разные подходы к решению проблем, которые мешают ему адаптироваться к новому классу. Скажите своему ребенку, что вы готовы помочь, а вместе с свами в решении проблемы готовы работать и учителя. Все хотят поддержать и помочь. Поговорите с ребенком о встрече с психологом, если он чувствует, что не может справиться со своими тревогами или страхами по поводу школы.

Заключение
Первые несколько лет в школе могут быть как захватывающими, так и достаточно тяжелыми как для детей, так и для родителей. Это нормальная часть начала чего-то нового, поэтому просто немного потерпите, если ребенок пока собирается на уроки с нежеланием. Приложив немного усилий и поработав в команде (вы, ребенок, учитель и психолог), вы обнаружите, что у вас есть инструменты, которые помогут ему быстрее адаптироваться и добиться успеха. Школьные годы - золотая пора.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание