Игрушки-роботы, дневник, общение: как помочь ребенку заговорить и нужно ли вообще это делать
3 апреля 2023Сама по себе задержка речи не страшна, каждый ребенок развивается уникально по своему собственному расписанию. Однако некоторые родители начинают паниковать, если малыш не говорит, к примеру, после двух лет. О том, являются ли опасения обоснованными и как научить ребенка говорить, пойдет речь в данной статье.

Не паникуйте
Постарайтесь не паниковать, если малыш не умеет разговаривать так, как вам бы хотелось. Нейронные связи в мозге у ребенка развиваются стремительно, не исключено, что структура уже выстроилась, но пока не проявилась. А потом, через определенное время, малыш заговорит очень быстро, и вы будете удивлены его способностям. Считается, что, если у ребенка в два года нет фразовой речи, есть подозрение на дисфункцию речевых зон, однако это не диагноз и не приговор, до трех лет паниковать не стоит.

Тем не менее вы должны обращать внимание на то, насколько развита у ребенка мелкая моторика, поскольку развитие речи напрямую связано с движениями пальцев. Если с моторикой все нормально, можно быть спокойным. Не сомневайтесь и не тревожьтесь, обращайтесь к врачу, причем делайте это регулярно с раннего возраста малыша.

Разговаривайте с ребенком
Разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является очень важным и полезным для его развития и воспитания в целом. Постарайтесь постоянно обращаться к малышу, даже если не уверены в том, что он вас слышит и понимает. Очень быстро между вами наладится зрительный контакт, и, как толькото произойдет, начинайте к нему обращаться. Называйте по имени, что-то рассказывайте, читайте книжки, рассказывайте стихи, пойте песни. Чем быстрее между вами наладится взаимопонимание, тем быстрее малыш заговорит.

Общайтесь с малышом на его языке
Это не означает, что вы должны говорить без умолку и быть навязчивым (слишком разговорчивые родители нередко сами становятся виновниками того, что ребенок долго не разговаривает). Есть категория пап и мам, которые озвучивают и предугадывают все желания и фактически говорят за ребенка, ему остается только указывать пальцем и получать то, что он хочет. Вы должны постараться научить малыша определять предметы, давать им характеристику, а затем и озвучивать их название. Например, подойдя к окну, покажите птичку и скажите: «Птичка кар-кар», «Собачка гав-гав». Во время игры с машинкой назовите: «Машинка би-би», затем добавляйте, что птичка полетела, собачка побежала, машинка поехала и пр.

Ведите дневник
Очень полезно вести дневник развития ребенка, чтобы записывать в него все, что говорит и делает малыш. Даже одно слово, произнесенное в разных интонациях, будет вашей и малыша маленькой победой. Сегодня ребенок сказал «дай» с одной интонацией, завтра - с другой, и это уже является фактом развития. И уж тем более радостью будет произношение новых слов или даже попытка их произнести, дневник поможет вам проследить за динамикой, и о своих наблюдениях вы на следующем осмотре сможете рассказать педиатру и услышать его мнение (это вас успокоит или предупредит о том, что надо действовать).

Побуждайте ребенка к разговору
Постоянное общение с ребенком поможет ему понять и, насколько это возможно, запомнить названия предметов и действий. Однако назвать вещь — этого мало, надо мотивировать ребенка на разговор. К примеру, вместо констатации «это мяч» можно спросить, во что малыш играл с родителями во дворе. А вместо «это Катя» спросите, как зовут его маленькую сестренку. Не ждите быстрого ответа, малышу нужно подумать, осмыслить и вам ответить, но только внутренне или на своем особом языке. Если видите желание произнести название, можете сделать это вместе с ним («Играл в м-м-м-я-а-ч», «Сестренка Ка-а-а-т-я»).

Приобретайте игрушки-роботы
Всевозможные обучающие игрушки не являются панацеей для развития речи, и педиатры не советуют родителям на них надеяться (в том плане, что они не научат вашего ребенка говорить). Тем не менее они нужны, поскольку, играя с ними, ребенок развивает моторику, воспринимает игрушку на ощупь, следит за тем, как она двигается, и слышит, что она произносит. Конечно же, она будет полезной для развития, ведь малыш может настолько полюбить робота, что начнет ему отвечать.

Вместо заключения
Постоянно общайтесь с ребенком, научите его формировать указательный жест, кивать головой в знак согласия или отказа, используйте простые и понятные слова. Говорите четко и умеренно громко, чтобы ребенок смог вас расслышать. Проговаривайте слова и предложения эмоционально, обыгрывайте все действия, стройте диалог. Примите во внимание то, что развитие вестибулярного аппарата способствует интеллектуальному развитию. Поэтому во время прогулки не только разговаривайте на темы всего, что видите, но и не забывайте покатать его на качелях и каруселях на детской площадке, а также гамаке на даче.

Если вы будете уделять ребенку достаточно внимания и при этом не станете искусственно ускорять процесс развития, требуя от него ранних разговоров и тревожась о том, что этого не происходит, он обязательно заговорит, причем в свое время и с достаточным набором слов для своего возраста.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание