"В начале войны они были подготовлены идеально": как "рыцарство" немецких летчиков в ВОВ ушло на второй план
27 марта 2023Дух рыцарства был неотъемлемой чертой германских воинов на протяжении столетий. И хотя рыцари как класс исчезли в 15 веке, неписаные правила продолжали действовать даже в годы Великой Отечественной Войны между советскими и немецкими летчиками. Однако чем ожесточеннее проходили сражения, тем реже фашисты проявляли гуманизм.
Лучшие из лучших

С самого зарождения авиации в начале 20 века летчиками становились лучшие из лучших. Оно и немудрено. Самолет – крайне дорогое и сложное в управлении транспортное средство.
В Германии во времена Первой мировой войны большинство пилотов были "голубых кровей". Выходцы из аристократии, члены семей с глубокими воинскими традициями. Соответственно, это были благородные воины, коим не чужд дух рыцарства.
Их противниками тоже выступали представители элиты. Поэтому пилоты независимо от страны уважали коллег, даже если те воевали против них. Они отказывались быть убийцами, мясниками, и считали себя благородными воинами. Отсюда действовали негласные правила поведения в бою.
Парашютистов не расстреливать!

В советских фильмах о Второй мировой войне часто показывали летчиков люфтваффе, безжалостно расстреливавших парашютистов Красной армии. На самом деле в начале ВОВ обе стороны старались придерживаться кодекса чести. Один из них гласил, что покинувшего подбитый самолет пилота сбивать в воздухе нельзя. Он уже побежден и у него не так много шансов выжить после приземления.
Летчики, будучи более образованными, с высокими моральными качествами, считали низостью фактически расстреливать беззащитных коллег-противников. Это касается и немецких, и советских ассов.

Когда в 1940 году между Германией и Великобританией началась воздушная битва за Британию, командующий ВВС рейхсмаршал Герман Геринг собирался отдать приказ в обязательном порядке сбивать английских парашютистов. Однако выдающийся асс люфтваффе Адольф Галланд, узнав об этом, прямо в лицо заявил, что откажется его выполнять. Понимая настроения большинства немецких летчиков, Геринг пошел на попятную, и отказался от своего решения.
Когда "рыцарство" ушло на второй план

После поражения под Москвой и в Сталинградской битве немецкая армия утратила стратегическую инициативу. Бравада и дух превосходства люфтваффе сменились унынием и озлобленностью. Воздушные бои стали более ожесточенными. Ведь кто владел небом, тому доставалась победа на поле боя.
Советские летчики научились сбивать немецкие самолеты. Поэтому перед фашистами стояла дилемма: "Или ты убьешь. Или тебя убьют". Все чаще происходили случаи, когда немцы расстреливали парашютистов. Красноармейцы тоже в долгу не оставались.
В бой идут одни старики

Историки считают, что одна из причин – смена поколений. В начале войны за штурвалом самолетов сидели опытные и уважаемые ассы. Армейская элита. Однако неизбежные потери привели к нехватке пилотов.
И советские, и немецкие войска вынуждены были рекрутировать молодежь. Естественно, о полноценной подготовке речи не шло. После коротких курсов их отправляли на фронт. Чтобы хоть как-то компенсировать недостаток выучки, к молодым пилотам приставляли опытных наставников. Но рвавшейся в бой и желающей отомстить за смерть товарищей молодежи джентльменское поведение было не свойственно.
Практичность – во главе угла

К 1943 году люфтваффе растеряли преимущество в воздухе. Красноармейцы сбивали немецкие самолеты с завидной регулярностью. Это привело к нехватке самолетов. Испытывавшая проблемы с ресурсами Германия не поспевала клепать новую технику. Поэтому общим правилом для немецких летчиков стала эффективность. Сбивать как можно больше советских истребителей и штурмовиков. При этом сохранять свои.
Для этого была разработана тактика, которую наши летчики считали бесчестной. Люфтваффе уклонялись от боя, если оказывались в невыгодной позиции. В свою очередь, старались подлететь незаметно и открыть огонь исподтишка. Фашистским пилотам рекомендовалось заходить на цель со стороны солнца, на фоне которого рассмотреть вражеский истребитель не представлялось возможным.
Также немцы предпочитали избегать ближнего маневренного боя, называя его "собачьей свалкой". Крайне эффективно действовали группой и активно пользовались радиосвязью для координации действий. Старались создать численное превосходство и сбегали, сами оказавшись в меньшинстве.
Идеальная подготовка

Интересное и авторитетное мнение о немецких ассах высказал участник боевых действий, советский летчик-истребитель, генерал-майор авиации Николай Герасимович Голодников. На счету командира эскадрильи Второго Гвардейского Краснознаменного авиаполка 212 боевых вылетов, в которых сбито 7 вражеских самолетов.
"В начале войны они были подготовлены идеально. Отлично пилотировали, великолепно стреляли, хорошо взаимодействовали и воевали тактически грамотно", – делился впечатлениями Голодников. "Умели организовать и использовать численное превосходство. Мастерство позволяло ввязываться в ближний бой, хотя немцы его и не любили".
Впрочем, по словам Николая Герасимовича, советские ассы превосходили летчиков люфтваффе в индивидуальных действиях. В ближнем бою один на один наши имели преимущество даже в начале войны, не говоря о последующих годах.
Небо и земля

Николай Голодников вспоминал, что в 1941-1942 годах летчики люфтваффе были очень высокого класса. Они имели боевой опыт, успев повоевать с Францией, Британией и другими странами.
"К 1943 году большинство опытных ассов мы повыбивали. На фронт пришла смена качеством заметно ниже. Из-за нехватки обученного состава лучших пилотов люфтваффе объединили в отдельные группы и гоняли по фронту, отправляя на наиболее тяжелые участки. А в обычных частях воевали крепенькие середнячки", – говорил генерал-майор. "Большинство из них стали уступать нашим пилотам в маневренном бою. Снизилась эффективность стрельбы. Ослабла тактическая подготовка и взаимодействие".
Но совсем плохи дела стали после 1944 года. Советские ВВС полностью завладели инициативой в небе. Немецких летчиков стали готовить по ускоренной программе, отчего их прозвали "скороспелыми". Они вообще не показывали ничего путного в воздушном бою, отвратительно стреляли и плохо понимали, что происходит.
Это стало возможным только благодаря самоотверженности и возросшему мастерству наших летчиков. Притом, что сами самолеты по ТТХ у немцев были превосходными.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание