Воскресенье15 июня
Образование

Профессор Терье Халворсен: Антон Макаренко стал жертвой собственного успеха

17 февраля 2023

Психологи и педагоги посвятили много работ исследованию особенностей методов воспитания А. Макаренко. В 2014 году норвежский профессор Терье Халворсен в “Журнале педагогического развития” признал заслуги А. С. Макаренко в сфере воспитания, оценил высоко его произведения и сравнил с Джоном Дьюи, американским философом и педагогом.

Исторические предпосылки

Сопоставительный анализ деятельности известных педагогов, оказавших влияние на мировую педагогику, до сих пор вызывает интерес и дискуссии.

Терье Халворсен пишет, что методы А. С. Макаренко представляют собой нечто большее, чем принципы воспитания. Автор отметил: чтобы полностью понять теорию советского педагога, необходимо знать сложные политические и социальные условия, в которых он жил.

Первая мировая и Гражданская война привели к большому количеству сирот. Тысячи детей оказались на улице, занимаясь грабежом, попрошайничеством, воровством. Малолетних преступников отлавливали и отправляли в наскоро созданные колонии. Руководителем одной из них и назначили А. С. Макаренко.

В таких условиях Антон Семенович придумывал и применял методы, которые должны помочь детям преодолеть препятствия, с которыми они столкнулись в жизни. Как отметил профессор Терье Халворсен, Макаренко стал одним из первых советских педагогов, который исследовал проблемы воспитания и образования.

Коллектив и личность

Макаренко придерживался теории, согласно которой дети должны воспитываться с чувством социальной ответственности и долга перед другими. Предлагал такие методы воспитания, как уважение к правилам, ответственность за свои поступки, понимание важности учебы и трудолюбие.

Макаренко не отрицает, что развитие человека генетически обусловлено, но уверен, что на ребенка больше влияет окружающая среда, и предостерегает от метафоры, где сравнивают ребенка с цветком. Это наводит на мысль о взрослых лишь как о садовниках, призванных только подпитывать и защищать. Но они - и родители, и воспитатели - должны видеть себя проводниками и указывать путь к новым знаниям.

Коллектив по Макаренко - это связующее звено между личностью и обществом. Но служение общему благу не должно лишать личность индивидуальности. Макаренко не видит здесь противопоставления, и считает коллектив лучшим местом для индивидуального роста и перевоспитания молодежи. В хорошем коллективе каждый человек понимается и рассматривается как личность, и учитываются его особые потребности.

Первыми воспитанниками Макаренко стали малолетние преступники. Они часто вели себя угрожающе, некоторые вопросы решали с применением силы. Несмотря на трудности и невзгоды, Макаренко упорно работал, пытаясь сформулировать эффективный педагогический подход. После долгих усилий пришли результаты.

Горьковская коммуна

Воспитанники Макаренко, для которых воровство и кражи были обычным делом, постепенно привыкали к труду, образованию, организованному досугу. Под руководством опытного агронома выращивали овощи и фрукты для своей столовой, разводили свиней. В коммуне построили мастерские и наняли мастеров для обучения.

Дети работали в среднем по 4 часа в день. Это бы единственный выход, чтобы уберечься от голода, царящего в стране. Да и Макаренко считал, что трудовая практика полезна для успешного обучения и воспитания.

Макаренко утверждал, что дети должны воспитываться с помощью позитивного подхода, в соответствии с ценностями и принципами хорошего поведения. В коммуне создали два клуба: “Громкий” - для самодеятельности, “Тихий” - для чтения. Купили музыкальные инструменты, создали группу и театральный кружок. Концерты, спектакли, шествия и праздники стали традиционными. Вечером Макаренко часто читал вслух, а юные колонисты внимательно слушали.

Взрослые как пример

Обращаясь к феномену, когда люди наблюдают и имитируют поведение своих сверстников, наставников, родителей и других значимых для них людей, специалисты часто ссылаются на работы Альберта Бандуры (1977). Но Макаренко, за несколько десятков лет до него, подробно описывал, как подростки, родители и специалисты становятся положительными примерами.

В коммуне старшие воспитанники оказывали решающее влияние на младших. Чтобы реализовать этот потенциал, Макаренко тщательно продумал, как формировать отряды. Что касается родителей и специалистов, то их личная жизнь важнее, чем их методы воспитания, считал Макаренко. Не вызывающий доверия человек никогда не повлияет на детей в положительном направлении.

Самоуправление и дисциплина

В педагогической системе Макаренко особое место уделяется дисциплине. По мысли педагога, это не инструмент и не средство воспитания, а его результат. К достижению идеальной дисциплины со своими воспитанниками он и стремился.

Психологический климат в коллективе должен быть таким, где у каждого ребенка будет чувство защищенности и, минуя чувство неуверенности, будет раскрываться творческий потенциал. Одним из механизмов достижения такого эффекта было самоуправление.

Детям с малых лет прививалось чувство ответственности за свои поступки, слова, решения. Взрослые в их решения не вмешивались. На общем собрании, если что-то не нравилось, воспитанники могли сделать замечание и самому Макаренко. Он не боялся критики, и детей учил адекватно реагировать на конструктивную критику.

Жертва собственного успеха

Достижения Макаренко привлекли внимание. В Горьковскую колонию зачастили делегации, в том числе и из-за рубежа. В 1928 году Крупская Н. К. раскритиковала Макаренко на съезде комсомола, назвав его методы “несоветскими”. Неизвестно, чем бы это для него закончилось, но в этом же году колонию посетил Максим Горький, несколько дней жил среди коммунаров и высоко оценил работу Макаренко.

Начались проверки. Мнения о методах Макаренко разошлись. Его уволили и назначили руководителем другой коммуны. Приходилось теперь отчитываться за каждый шаг перед назначенной властями коллегией. В частности, они настаивали на том, чтобы дети постарше работали полный день. Макаренко яростно защищал воспитанников, и его перевели в 1935 году в Киев в Отдел трудовых колоний.

Одной из немногих, кто изменил мнение о Макаренко в лучшую сторону, была Галина Салько. В 1927 году она в качестве инспектора посетила Горьковскую колонию. С ее слов, то, что она услышала и увидела, заставило пересмотреть свое мнение. Она увидела дисциплинированных и одновременно счастливых людей. Повсюду слышались оживленные разговоры и веселый смех. Но шума как такового не было.

Впоследствии Галина Салько и Макаренко поженились. В 1937 году несколько соратников Макаренко арестовали. Поняв, что их семье грозит опасность, они переехали в Москву. Несмотря на проблемы с сердцем, Макаренко много работал, писал книги, статьи, комментарии. В первый апрельский день 1939 года Макаренко А. С. потерял сознание в вагоне поезда и скончался. За 2 месяца до смерти за литературные заслуги он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Признание коллег

Известный психолог Ури Бронфенбреннер, проводивший в 1960 годы сравнительное исследование воспитания в СССР и США, лестно охарактеризовал работу Макаренко. Он говорил, что советский педагог достиг огромного успеха в процессе обучения детей. Они проявляют больше ответственности, понимают важность обучения и трудолюбия. Работу педагога и писателя Макаренко высоко оценили многие ученые и профессионалы западных стран.

Советский Джон Дьюи

Джон Дьюи, американский педагог, был знаком с Максимом Горьким, посещал Советский Союз в 1928 году, но с Макаренко А. С. так и не встретился. Дьюи также утверждал, что на каждого человека можно повлиять положительно, если заботиться о здоровье, отдыхе и окружающем его обществе с детства. Обучение должно строиться на игровой и трудовой деятельности, и становиться инструментом познания. Цель такого метода - способность ребенка к самообучению.

Профессор Терье Халворсен считает, что Антон Макаренко и Джон Дьюи имеют много общего. Они оба использовали идеи социальной ответственности и обучения через практические действия. Оба были противниками традиционного преподавания и предпочитали активные обучающие методы.

В своих работах по воспитанию и образованию оба педагога затрагивают вопросы эстетики, философии разума. Антона Семеновича Макаренко часто называют Джоном Дьюи из Советского Союза.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments