Советский истребитель Як-141: почему в СССР отказались от его внедрения в ВВС
25 октября 2022В восьмидесятых годах прошлого века советский истребитель вертикального взлета Як-141 казался одной из самых перспективных разработок своего времени. Однако по различным причинам этот самолет не пошел в серию. Было собрано лишь несколько единичных экземпляров, которые по своим летным характеристикам проигрывали существующим в то время истребителям и перехватчикам.
Уникальная концепция взлета и посадки

Большинству самолетов для взлета и посадки требуется многокилометровая бетонная полоса. Тогда как Як-141 мог садиться буквально на автомобильную парковку, что расширяло возможности использования такой техники. Советский Союз не единственный, кто занимался разработкой сверхзвуковых самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. В Великобритании до сих пор существуют аналогичные версии Harrier, а США в конце девяностых годов создали свой сверхзвуковой F35, который сегодня с успехом используется на современных авианосцах.
Военные самолеты вертикального взлета всегда считались будущим авиации. Они могли использоваться для палубного базирования на авианосцах и без особых проблем садились на аэродромах с короткими взлетными полосами. Последнее давало огромное преимущество, так как авиация могла действовать даже в условиях бомбежек аэропортов, что приводило к разрушению длинных ВПП.
В каких странах используются аналогичные самолеты
Разработка военных самолетов вертикального взлета велась в различных странах мира. Наибольших успехов в этом направлении достигли в Великобритании. Их перехватчики Harrier использовались на британских авианосцах. Было сформировано несколько авиационных полков, которые несли службу в различных странах Североатлантического альянса.
В Советском Союзе также велись разработки по проектированию самолета вертикального взлета. Была поставлена задача создать универсальный в использовании истребитель и перехватчик, который мог бы применяться в качестве палубной авиации. В итоге на свет появился Як-141, который использовал суперсовременную авионику и мощный реактивный двигатель. Планировалось, что летные испытания продлятся несколько лет, после чего этот самолет пойдет в серию и его получат как строящиеся авианосцы, так и военно-воздушные силы Советского Союза.
Появление Як-141
В восьмидесятых годах прошлого века в Советском Союзе решили сделать ставку на авианесущий флот. При этом отсутствовали самолеты, которые могли бы использоваться в качестве палубной авиации. В итоге было принято решение начать разработку с нуля, взяв за основу принцип взлета и посадки британского Harrier. Работа была поручена конструкторскому бюро Яковлева, в котором уже имели опыт создания истребителей и штурмовиков. Однако ранее с палубной авиацией в этом КБ никогда имели дел, начиная такой проект фактически с нуля.
Изначально планировалось, что имеющийся планер оснастят двумя мощными двигателями, но в последующем была выбрана конструкция с одним силовым агрегатом и векторным соплом, расположенным за центром тяжести. Это обеспечивало большую безопасность техники, но потребовалось практически с нуля разрабатывать реактивный мотор с рекордными показателями тяги. Подобная компоновка позволяла упростить взлет и посадку, но при этом мог отмечаться недостаток мощности на низких скоростях.
Сложности при разработке
Не имея какого-либо опыта в создании самолетов с вертикальным взлетом, в КБ Яковлева не смогли справиться с поставленной задачей точно в срок. Появление первого готового к испытаниям экземпляра переносили несколько раз. Лишь в 1987 году состоялся первый полет Як-141. Новая машина получилась достаточно капризная, у нее долгое время устранили различные детские болезни. Причем добиться стабильного зависания на местности удалось лишь через два года, что существенно затягивало реализацию госзаказа. Чем больше было проблем с этим самолетом, тем менее актуальным и нужным он становился.
Начало испытаний нового самолета

Первоначально планировалось, что летные испытания займут максимум 2 года, после чего новый самолет будет поставлен на вооружение военно-морского флота. Однако в начале эксплуатации выявились многочисленные недостатки такой конструкции вертикального взлета. Подобное неудивительно, так как в Великобритании аналогичный самолет доводили до ума больше семи лет. В 1991 году во время испытательного полета Як-141 совершил жесткую посадку, что привело к серьезному пожару. Пилотам, к счастью, удалось катапультироваться, но садившийся на авианосец самолет серьезно повредил взлетную полосу.
Столкнувшись с такими многочисленными проблемами, высшее руководство армии решило все же заморозить проект. Во многом подобное объяснялось недостатком финансирования, так как именно в это время Советский Союз прекратил свое существование, а только появившейся России было не до развития сверхдорогих палубных истребителей и перехватчиков.
Последние попытки реализовать проект

В начале девяностых руководство Красной Армии решило отказаться от планов создания палубной авиации с вертикальным взлетом и посадкой. Но в 1992 году было принято решение все же попытаться реанимировать умирающий проект, поставив самолет на крыло и завершив его летные испытания. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на свою оригинальную идею, Як-141 был чрезвычайно дорогим в производстве и эксплуатации. Фактически новый самолет оказался не нужен армии. К тому времени он уже морально устарел, поэтому было принято решение окончательно завершить этот проект.
Сегодня многие мировые державы отказываются от планов разработки и производства новых военных самолетов с вертикальной системой взлета. Объясняется подобное сложностью конструкции, а также огромным расходом топлива в режиме зависания. Такой самолет по показателям дальности полета существенно проигрывал классическим истребителям и перехватчикам. Тем более что технология производства палубной авиации сделала огромный шаг вперед. Это позволило без особых сложностей использовать на огромных авианосцах обычные самолеты с горизонтальным взлетом.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание