Бериев S-13: сверхсекретный самолет-шпион СССР времен холодной войны
15 октября 2022В 60-х годах прошлого века была в разгаре холодная война, а противостояние США и СССР достигло своего пика. Американцы для получения разведданных использовали уникальный по тем временам самолет Lockheed U-2. В СССР для аналогичных целей спроектировали Бериев С-13, который так и не пошел в серию.
Уникальность американского U-2
Американский U-2 имел уникальные по тем временам характеристики, в частности, это касалось высоты полета, которая составляла 24 000 метров. На своем максимальном потолке этот самолет летал на скорости около 900 км/ч. На такой высоте U-2 был неуязвим для зенитных ракет и истребителей, поэтому мог беспрепятственно курсировать над территорией СССР и делать снимки секретных мест. Однако в мае 1960 года неподалеку от Челябинска U-2 был сбит советской ПВО, а разрушившиеся в воздухе части найдены и тщательно изучены специалистами. Это первый и единственный сбитый американский самолет-шпион.
Создание Бериев С-13

Обломки U-2 передали в сверхсекретное КБ, где изучением материала занялась группа специалистов во главе с Георгием Бериевым. Советские инженеры разобрали до винтика попавший к ним образец. Это позволило установить не только принципиальную конструкцию такого самолета, но и выявило существенное превосходство американцев в различных технологиях, в том числе в материаловедении. Перед секретным КБ было поставлена задача в короткие сроки создать самолет, который мог бы летать на столь огромных высотах.
В недрах конструкторского бюро закипела работа. Буквально за 2 года удалось не только подготовить документацию, но и собрать первый прототип, который должен был вскоре подняться в воздух. Советские инженеры разработали уникальный самолет-разведчик дальнего действия, имеющий ограниченный вес и способный летать на огромных высотах. Теоретически, это позволяло осуществлять безопасный сбор данных над территорией потенциального противника. Однако в СССР не имели понятия о том, какое существует у американцев ПВО и до какой высоты оно может работать.
Разработка двигателя

Инженерам предстояло не только сконструировать планер, но и разработать уникальный по своим характеристикам двигатель. В то время в Советском Союзе не было силовых агрегатов, способных использоваться на таких сверхвысотных самолетах. Инженеры КБ Бериева решили скопировать двигатель, которым оснащался американский U-2. Проблема была в том, что мотор со сбитого самолета сильно пострадал при падении и приходилось отдельные расчеты ввести самостоятельно. В итоге, это была частичная копия, с большим количеством собственных разработок, которые должны были улучшить летные характеристики.
Появившийся силовой агрегат получил обозначение RD-16-75. В последующий этот мотор использовался для разработки реактивных двигателей, в том числе для тяжелых пассажирских самолетов. Он имел отличные мощностные характеристики и великолепную тягу, не уступая по этим параметрам самым мощным на те времена агрегатам.
Планы по производству сверхвысотных самолетов-шпионов

Перед КБ Бериева была поставлена задача спроектировать и собрать пять самолетов, получивших предварительное название С-13. Первые экземпляры должны были встать на крыло в 1962 году, после чего планировалось начать летные испытания техники. Новые самолеты планировалось сделать испытательным полигоном для будущих сверхвысотных лайнеров, как военных, так и гражданских. Бериев С-13 также хотели использовать для сбора данных в верхних слоях атмосферы и уничтожения метеозондов противника.
Над этим проектом работало не только конструкторское бюро Бериева, но и десятки субподрядчиков. Им приходилось справляться с различными сложностями, в том числе с созданием высотных костюмов пилотов, специальных катапультных кресел, а также моторного масла, которое могло бы выдерживать эксплуатацию в экстремально низких температурах. В итоге, первоначальные планы выпустить самолет на летные испытания через 2 года после начала работы, были отодвинуты.
Завершение проекта

В самый разгар работы, когда уже был готов планер и двигатель, от Правительства пришло распоряжение заморозить проект самолета Бериев С-13. Советская копия американского Lockheed U-2 так никогда и не поднялась в небо. В Министерстве обороны считали идею создания высотного самолета провальной. Дело в том, что на тот момент не было известно о возможностях американского ПВО, которое могло свести на нет все преимущества нового Бериев С-13.

Однако работа над этим проектом самолета все же пригодилась авиационной промышленности в будущем. Это касается как уникальных сверхпрочных материалов, так и мощных двигателей. Все такие наработки использовались при производстве различных самолетов, как военных, так и гражданских. При этом точная копия американского U-2 советский Бериев С-13 так никогда и не была в воздухе. В последующем единственный собранный прототип разобрали и уничтожили в целях секретности.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание