Критика - это событие в чужой голове. 8 вещей о критике, которые пора осознать, чтобы она не разрушала ваш успех
13 октября 2022Болезненное отношение к критике – это распространенная проблема, с которой сталкиваются многие из нас. Действительно, мало кому понравится, что в его адрес говорят не слишком приятны слова. При этом важно принимать критику, анализируя сказанное и отделяя конструктивные замечания, от грубости и оскорблений.
Определение источника критики

Перед тем как анализировать критику, следует ответить для себя на вопрос, важен ли человек, который ее выражает. Это может быть хороший друг и супруг или же вовсе посторонний. Психологи рекомендуют серьезно относиться лишь к критике родных, близких и коллег по работе, с кем связывают постоянные отношения. Обычно мнением таких людей дорожат, а их слова в особенности ценны. Тогда как анализировать различные негативные анонимные комментарии или же бытовое хамство от прохожих не следует. Это лишь потерянное время, а сказанные слова не несут какого-либо смысла и не имеют значения.

Для современного человека определенной проблемой стала критика в Интернете. В глобальной Сети каждый может выражать свое мнение, которое часто является бестактным и даже хамским. Такая критика не обоснованна, поэтому она не несет какой-либо смысловой нагрузки. Подобные замечания и слова в интернете часто бывают лишь маркером эмоционального состояния или же просто показывают отсутствие банального воспитания у человека. Поэтому большинство психологов не рекомендуют обращать внимание на критику в глобальной Сети, а лишь прислушиваться к подобным замечаниям от близких людей, знакомых и коллег по работе.
Отделение эмоционального от рационального

Искусство критики – это умение деликатно и с чувством такта сказать не слишком приятную вещь для другого человека. Подобному не учат в школе или в университете, научиться делать правильные замечания не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Часто люди, стоящие выше в иерархической лестнице, злоупотребляют своим положением, пытаясь эмоционально высказывать претензии своим подчиненным. Также сегодня распространена пассивно-агрессивная форма общения, которая противоречит идеям правильной и конструктивной критики.
Для человека, который получает такую критику, главный навык – это найти в сказанном ему замечании рациональное зерно, сконцентрировавшись на нем. При этом нужно отбросить эмоциональную оболочку, игнорируя настроение собеседника и тон его разговора. Следует отделять отношение и эмоции человека, а воспринимать лишь сказанные в замечании факты. Последнее нужно проанализировать в спокойной обстановке и сделать соответствующие выводы. Только в этом случае критика будет полезна, являясь драйвером для личностного роста.
Задавайте вопросы, а не защищайтесь

Часто в ответ на критику человек начинает на уровне подсознания защищаться, оправдываться или игнорировать сказанное. Однако психологи утверждают, что лучший вариант поведения в подобном случае – это задавать уточняющие вопросы, фиксируясь на деталях. Нужно разбить такое критическое замечание на отдельные составляющие, с которыми в последующем легче работать.
Нужно помочь собеседнику раскрыть неясные формулировки. Это даст возможность в последующем понять, что было сделано неправильно и что нужно улучшить. Такие уточняющие вопросы позволяют перевести внимание с совершенной ошибки на возможность ее исправления. Даже если такая критика исходит от начальства, оценив подобный конструктивный подход, руководитель будет в последующем более благосклонен к своему подчиненному.
Анализируете контекст критики и выбор слов

У каждого человека различается мотивация высказывать свою критику. Если это коллега или начальник по работе, то в ответ они хотят получить обратную связь. Критика от детей говорит о желании ими обозначить границы, а от родственников – это своего рода возможность позаботиться о близком.
При этом важно, как именно была высказана критика. Если это обрывочные и короткие отзывы, то детально провести их подробный разбор крайне сложно. Нужно учитывать, какими именно словами была сказана такая критика. Если это вежливое обращение, то собеседнику важно получить обратную связь, но при этом не обидеть человека, с которым он говорит. Тогда как грубые слова и оскорбления во время такого замечания, часто свидетельствуют о том, что эмоции превалируют над рациональным смыслом. Искать в такой критике крупицу пользы не следует.
Выработайте порядок действий на критику

Нужно понимать, что критиковать следует лишь то, что можно улучшить. Только в этом случае такие замечания принесут пользу, а, услышав их, можно сделать соответствующие выводы. Принимая такую критику, не следует отвечать на нее мгновенно. Нужно будет обдумать все сказанное и сделать для себя соответствующие выводы.
Человеку нужно понять и принять тот факт, что идеального ничего и никого не бывает. У каждого имеются свои определенные недостатки, которые могут не нравиться окружающим. В подобном случае можно относиться к критике, как к возможности улучшить самого себя. Это своего рода обратная связь, за которую нужно быть даже благодарным. Но, если критика раздражает и вгоняет человека в депрессию, то следует определить для себя, стоит ли так эмоционально относиться ко всему услышанному.
Какая критика полезна

Психологи утверждают, что полезна лишь конструктивная критика, в которой имеется развернутое указание на имеющиеся недостатки. Обычно такое замечание содержит факты и аргументы. Конструктивная критика не испортит отношения в коллективе или со своими близкими. Нужно лишь правильно ее анализировать и делать соответствующие для себя выводы.
Как правильно критиковать другого человека

Чтобы не испортить отношения с близким и дорогим человеком, нужно уметь правильно его критиковать. Все сказанное должно говориться исключительно спокойным тоном. Никаких нервов и истерики. В высказанной критике не должно быть оскорблений, которые часто портят отношения не только близких друзей, но и коллег по работе.
Критикуя другого человека, нужно избежать обвинений и недовольства. Следует привести аргументы, подтвержденные фактами. Качественная критика всегда будет содержать рекомендации и советы, как в последующем сделать лучше и не оказаться снова в сложной ситуации. Если избежать такого разговора невозможно, то делать это лучше с глазу на глаз, но никак не при многочисленных свидетелях. Это позволяет отнестись к сказанному замечанию максимально адекватно и правильно. Подобное избавит от ненужных эмоций, которые часто являются ответной реакцией на услышанную критику.
Неправильные действия в ответ на критику

Услышав критику в свой адрес, многие люди начинают действовать на эмоциях, они говорят грубости или же совершают другие типичные ошибки. Психологи не рекомендуют отрицать такие замечания, игнорировать и пытаться отмолчаться. Не нужно «давать сдачи», обвиняя собеседника во всех грехах. Также не следует извиняться за свои действия и оправдываться. Нужно будет уточнить все непонятные моменты, поблагодарить за сказанное, после чего проанализировать услышанную критику. Если эмоции бьют ключом, можно попытаться воспользоваться дыхательной практикой, которая позволяет быстро успокоиться. Для этого нужно сделать несколько глубоких вдохов, после чего сосчитать про себя от одного до десяти и обратно.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание