Понедельник16 июня
Искусство и развлечения

"Маскарад" и много "Героев нашего времени": 9 лучших фильмов по Лермонтову

9 октября 2022

15 октября исполняется 209 лет со дня рождения известного на весь мир русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Его произведения знают и любят далеко за пределами родины гения. По ним не только ставили пьесы в театрах, но и снимали художественные фильмы. Вот 9 самых известных из них.

"Маскарад", СССР, 1941 год

В 1941 году на киностудии «Ленфильм» была экранизирована драма Лермонтова «Маскарад». Поставил его самый именитый в те годы режиссер Сергей Герасимов, главную роль сыграла его супруга — народная артистка СССР Тамара Макарова. Картину закончили перед самым началом войны, ее успели выпустить на экраны всего несколько раз.

Сюжет согласуется с произведением великого поэта. Главный герой — Евгений Арбенин — ловелас, игрок, живущий сегодняшним днем. После женитьбы на приличной и доброй девушке Нине он на время перевоплощается в идеального семьянина. Но черная сущность все равно берет свое. Заподозрив супругу в измене, он зверски расправляется с ней, с наслаждениям наблюдая ее мучения. После, получив подтверждения ее невиновности, изувер лишается рассудка.

"Княжна Мэри", СССР, 1955 год

Основой для сценария фильма послужил роман Лермонтова «Герой нашего времени». Режиссер картины Исидор Анненский постарался наиболее точно уловить суть и атмосферу известного произведения. Впрочем, критики в пух и прах разбили эту экранизацию, обвинив режиссера в непрофессионализме. Фильм о любовной драме офицера Печорина и княжны Мери на долгие десятилетия лег на полки архива киностудии.

"Демон", СССР, 1960 год

Фильм является экранизацией оперы Антона Рубинштейна по одноименному роману Лермонтова. Режиссер Виталий Головин, взяв за основу всем известный сюжет, смог показать его на экране максимально ярко. История любви изгнанника Рая Демона и смертной девушки Тамары была тепло принята как зрителями, так и критиками. И хотя исполнителям главных ролей на тот момент было далеко за 50, они блестяще сыграли молодых влюбленных.

"Герой нашего времени", СССР, 1967 год

Этот фильм Станислава Ростоцкого стал одной из его «визитных карточек». Он был снят с детальной литературной точностью, отражая всю атмосферу известного одноименного произведения Лермонтова. Картина состоит из двух частей, у каждой из которых свое название и отдельная сюжетная линия.

В первой части «Бэла» описывается начало истории любви офицера Печорина и молодой княжны Бэлы. Отважившись на похищение девушки, молодой влюбленный добивается от нее ответного чувства. Но вскоре, получив желаемое, он охладевает к Бэле. Во второй части фильма «Максим Максимыч. Тамань» идет описание жизни Печорина на Тамани, в обществе обаятельного отставного военного Максима Максимовича.

"День ярости", Италия, Великобритания, 1973 год

В международном прокате этот фильм известен под названием «Одно русское лето». Это экранизация романа Михаила Лермонтова «Вадим», которую мастерски исполнил итальянский режиссер Антонио Календа. Сюжет полностью повторяет художественное произведение. Это история о беспощадном помещике Палицине, его преступлении и страшном возмездии.

Много лет назад Палицин, замучив до смерти супружескую пару, забрал их малолетнюю дочь Ирену себе в услужение. Девушка ничего не помнила об этой истории, пока в их доме не появился новый слуга помещика — нищий горбун Вадим. Молодой человек рассказал Ирене, что он ее старший брат и притворился нищим, чтобы после отомстить Палицину за смерть их родителей. В итоге возмездие свершается, но в пылу борьбы погибает и сама Ирена. Вадиму лишь остается безутешно рыдать над телом сестры.

"Страницы журнала Печорина" (телеспектакль), СССР, 1975 год

Режиссер Анатолий Эфрос снял телеспектакль по отрывку из романа Лермонтова «Герой нашего времени». В основе сюжета лежит пребывание Печорина на лечебных водах в Пятигорске, знакомство с княжной Мэри, дуэль с Грушницким. Смертью последнего и завершается картина.

Критики высоко оценили эту киноработу Эфроса, особенно много положительных отзывов получил исполнительной главной роли Олег Даль. Эта роль стала для него знаковой, многие годы после выхода фильма актер проводил в театре Лермонтовские вечера, на которых читал произведения поэта.

"Ашик-Кериб", СССР, 1988 год

Над фильмом по одноименной сказке Лермонтова работали сразу два советских Режиссера — Сергей Параджанов и Давид Абашидзе. Для обоих картина стала последней. ЕЕ долго не выпускали в прокат, и выдали разрешение на это лишь после представления на международных фестивалях, где картина получила высокие оценки критиков.

Сюжет сказки прост — бедняк Ашик-Кериб влюбляется в дочь богача Магуль-Мегери. Чтобы получить возможность жениться на девушке, Ашик дает клятву вернуться через семь лет богатым и уходит. За это время его объявляют погибшим, его мать слепнет от горя, а возлюбленная собирается замуж за другого. Прямо в день свадьбы появляется разбогатевший Ашик-Кериб, исцеляет свою мать и возвращает себе возлюбленную.

"Герой нашего времени" (сериал), Россия, 2006 год

Сериал из восьми эпизодов по роману Михаила Юрьевича Лермонтова был снят Александром Коттом. Сюжет известный — 1837 год, период Кавказской войны. После дуэли со смертельным исходом офицер Печорин ссылается на Кавказ. Там он окунается в гущу событий — противозаконные связи с контрабандистами, похищение девушки, очередная дуэль.

Все это в конце концов делает Печорина отверженным, общество отворачивается от него. Герой остается один перед ликом нового времени. И хотя после выхода фильма в адрес режиссера поступало немало критики по поводу расхождений с книгой Лермонтова, в целом картина была принята положительно. Особенно отмечена была игра актера Игоря Петренко, сумевшего мастерски передать образ Печорина на экране.

"Печорин", Россия, 2011 год

Режиссер Роман Хрущ снял этот фильм по собственному сценарию, основанному на романе Лермонтова «Герой нашего времени». Картина представляет собой хронику последних часов жизни Печорина. Все повествование — его предсмертные воспоминания. В таком формате фильмы по произведениям Лермонтова еще никто не представлял. Картина не только согласуется со всеми деталями книги, но и заставляет зрителя сформировать свое, личное видение великого романа и его героев.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments