Понедельник16 июня
Образование

Эффект Манделы реален: новое исследование

24 августа 2022

Мозг человека — сложная, еще до конца не изученная система. В ходе эволюции человек получил отличные умственные способности, значительно превосходящие способности животных. Мы способны фантазировать, мыслить, учиться, набираться опыта.

Пример эффекта Манделы

Однако вместе с выдающимися умственными способностями человек получил и склонность к некоторым когнитивным искажениям. И одним из таких искажений является эффект Манделы. Этот термин был придуман в начале нового тысячелетия для определения ложной коллективной памяти. То есть эффектом Манделы называют ситуацию, когда большое количество людей начинает верить в реальность события, которое никогда не происходило.

К примеру, многие люди старшего поколения помнят, как Ельцин сказал: «Я устал, я ухожу» в момент своего последнего новогоднего обращения. Но на самом деле бывший президент России никогда таких слов не произносил. На самом деле Ельцин сказал: «Я ухожу, я сделал все, что мог». Ни о какой усталости речи в обращении не шло.

Исследование ученых

Не так давно команда ученых решила поподробнее изучить эффект Манделы. Психологи из Чикагского университета решили проверить, действительно ли этот эффект существует. Эксперты набрали группу добровольцев и попросили их посмотреть на разные изображения логотипов, талисманов или персонажей. При этом психологи использовали классические и популярные изображения, более менее знакомые многим. Исследователи брали оригиналы и по нескольку немного отличающихся вариантов.

В ходе эксперимента организаторы исследования попросили участников выбрать оригиналы изображений, оценить свои точность своих ответов и подсчитать, сколько раз они видели названный предмет. Элемент оценивался психологами, как подходящий под эффект Манделы, если он постоянно неправильно запоминался добровольцами. При этом под эффект попадали те предметы, которые испытуемые не только постоянно неправильно выбирали, но и были уверены в своем выборе.

Изображения в эксперименте

Всего в эксперименте ученые использовали семь изображений:

  • любопытного Джорджа;
  • робота C3PO;
  • логотип Fruit of the Loom;
  • Пикачу;
  • логотип Volkswagen;
  • Человека-монополиста;
  • Уолдо из «Где Уолдо?».

В ходе эксперимента эти семь изображений, достаточно хорошо известных людям на западе, очень часто выбирались добровольцами не просто неточно, а совершенно неправильно. Немного видоизмененные версии настоящих логотипов и персонажей испытуемые принимали за оригинал. Ученые, по их словам, были удивлены тем, что точность узнавания, казалось бы, хорошо знакомых многим людям вещей, оказалась реально очень низкой.

Некоторые оригиналы психологи даже показывали добровольцам перед началом проведения эксперимента. И это все равно не повлияло на точность узнавания.

Эффект Манделы

По словам ученых, люди попросту не запоминали в точности, как выглядит тот или иной логотип или персонаж. В ходе исследования же они делали выбор, основываясь на предположениях.

Во время эксперимента, по мнению ученых, происходило то же самое, что и при коллективном эффекте Манделы. То есть мозг людей заполнял недостающие в памяти детали придуманными. При этом испытуемые не могли объяснить, почему именно они выбрали тот или иной вариант логотипа либо изображения персонажа. Также в ходе эксперимента ученые выяснили, что на выбор варианта не оказывали влияние какие-либо ассоциации с логотипом.

Заполнение пробелов в памяти без ассоциаций

К примеру, ученые показали испытуемым три вида логотипа Fruit of the Loom — оригинальный, с тарелкой внизу и с рогом изобилия. При этом большинство испытуемых по каким-то причинам выбирало вариант с рогом изобилия. Однако фрукты, по мнению психологов, скорее, должны были бы ассоциироваться у добровольцев с тарелкой.

По словам ученых, факты свидетельствуют о том, что люди могут ошибаться в определении оригинала, к примеру, какой-либо иконки, даже, если постоянно видят ее на экране компьютера.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments