Связь между рожденными и умирающими: волшебная легенда острова Тума
2 августа 2021Антрополог и социолог Бронислав Малиновский в одной из своих публикаций рассказал об очень интересной легенде жителей островов Киривина. Население бывших островов Тробриан имеет очень интересное видение трансцендентного рая.
Уникальная культура
Бронислава Малиновского, изучившего жизнь населения островов Киривина, поразил тот факт, что в западной истории и культуре нет ничего сопоставимого с местными верованиями. Именно на это он обратил внимание читателей в своей монографии «Аргонавты западной части Тихого океана».
В этом своем труде ученый в основном анализирует репродуктивные функции цивилизации островов Киривина. Но в монографии Малиновского есть еще и очень интересный анализ культуры жителей остров в плане рождения и смерти.

Легенда об острове Тума
Ученому показалось необычным то, что тробрианцы абсолютно не боятся смерти. Жители островов Киривина считают, что после ухода человек, оставаясь в сознании, попадает на остров Тума. Здесь умершие ведут жизнь, очень похожую на ту, которую они вели на земле, но в более приятной обстановке — среди красот и ароматов дикой природы.
Оставаться на острове Тума покойный, согласно легенде, может столько, сколько захочет. Но при желании он может в любой момент вернуться обратно на землю.
Для этого жителю острова Тума нужно лишь войти в море и позволить волнам себя убаюкать. В таком состоянии умерший будет находиться до тех пор, пока дух матери не увидит и не коснется его. Таким образом человек снова переродится на земле. Также жители островов Киривина полагают, что когда на земле умирает один человек, где-то тут же рождается другой.

Рождение и смерть в других культурах
Мнение тробрианцев не единственная вера, в которой связь между новой жизнью и смертью ставится в центр всего. К примеру, антрополог Риккардо Бози опубликовал эссе «Об Олосе и Логосе», в котором рассмотрел целый ряд религиозных культов с таким же отношением к рождению/смерти, как у жителей островов Киривина, но с некоторыми отличиями.
Спящие герои
К примеру, ученый рассказал о верованиях проживающей в Шри-Ланке тамильской этнической группы. 27 ноября каждого года представители этой народности отмечают день маавераров, или героев, павших в битвах за свободу.
В большинстве случаев своих умерших тамильцы сжигают. Маавераров же они хоронят в месте, которое называется туиллам иллам. Переводится это название как «дом сна». Похороненные здесь воины, по мнению их близких, живут на том свете в пышных и ухоженных садах.

Считается, что мааверары не мертвы, а просто спят, отдыхая. И не потому, что они должны воскреснуть, а потому, что их души снова рождаются на земле и продолжают совершать героические поступки.
Предки, производящие на свет детей
Жители Бенина из племени тангба имеют аналогичные представления о жизни и смерти. Среди представителей этой народности распространено мнение о том, что детей на свет производят именно предки, несмотря на то что они уже умерли. Сама смерть, по легендам племени тангба, сравнима со временами года. Когда плоды созревают, они опадают на землю и оставляют в ней новые семена.
Смерть как возрождение
Легенда об острове Тума, как и верования некоторых других племен, не похожа на обычные легенды о реинкарнации. В таких верованиях между смертью и рождением существует неразрывная связь. Но во время ухода из земной жизни в таких культурах душа не переселяется в другое тело после освобождения от старого. В данном случае смерть рассматривается в качестве шага, который по законам природы необходимо совершить, чтобы дать возможность родиться новой жизни.

Подобные теории копируют обычный биологический цикл жизни, касающийся всех живых существ в этом мире. Но при этом рождение и смерть рассматриваются как два связанных между собой события, а не как две разные точки события — отправная и конечная. В таких религиях все является частью всего.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание