Бесплатный общественный транспорт: реализует ли Минтранс идею из СССР 1960-х гг.
29 июня 2021В начале лета 1961 года пленумом ЦК КПСС была принята новая программа, главной целью которой стало построение коммунизма в стране за 20 лет. К 1980 году планировалось обогнать США по таким показателям, как уровень жизни населения, объемы производства, сокращение неравенства доходов населения и пр.
Бесплатное жилье и общественный транспорт
Реализация программы предполагала достижение, помимо всего прочего, и двух очень важных целей. Первой из них было обеспечение жильем, к тому же без платы за ЖКХ, всех нуждающихся в нем граждан. Также к 1980 году в стране должен был стать бесплатным общественный транспорт.

Намеченные пленумом цели достигнуты в СССР в последующем, конечно, не были. Однако определенных успехов руководству страны добиться все же удалось. У граждан повысились доходы, многие получили квартиры, в СССР улучшилось качество медицинского обслуживания и образования.

Почти догнали
В начале второй половины XX века экономика страны вообще развивалась очень активно. С середины 60-х годов до середины 70-х она уверенно приближалась к американской. К примеру, в 60-х годах объем валового производства СССР составлял 49 % от американского, к 70-м же годам эта цифра увеличилась почти до 60 %.
К сожалению, в последующем возможности для наращивания производства в стране были исчерпаны. К тому же в системе государственного планирования был совершен ряд ошибок. В результате, по данным разведки ЦРУ, начиная с 1976 года разрыв в развитии экономики двух стран снова начал увеличиваться.

К началу 80-х годов темпы роста экономики в СССР снизились уже на 3-4 % в год. Советский Союз в это время концентрировал внимание на военно-промышленном комплексе. Западные же страны уже вступили в фазу научно-технической революции, которая и обеспечила им высокие темпы роста.
Увеличение доходов населения и жилье
Как бы то ни было, властям Советского Союза все же удалось повысить уровень жизни граждан в стране. С 1960 по 1980 год, согласно данным Госкомстата, доходы населения увеличились почти в 2,5 раза. В деле обеспечения граждан жильем успехи в СССР в тот период также были значительными. Кроме того, в городах активно развивалась социальная инфраструктура, включая общественный транспорт.

Но конечно же, коммунизм к 1980 году в стране построен так и не был. В любом случае общественный транспорт хотя и был в СССР дешевым, бесплатным не стал. По мере приближения конечных сроков руководство страны начало стремиться заставить население забыть о своих обещаниях. Вместо построения коммунизма в массы в то время активно вводился лозунг о создании развитого социализма.

Бесплатный транспорт в современной России
Некоторые современные чиновники в области экономики считают, что цели, поставленные пленумом 60 года, так и не достигнутые в СССР, могут быть реализованы сегодня. К примеру, еще прошлой осенью Минтранс РФ дал обещание гражданам страны сделать бесплатным проезд в общественном транспорте.
Ездить на метро, в автобусах и на электричках в России, возможно, скоро можно будет без денег, билетов и проездных. Однако при этом Минтранс призвал автолюбителей готовиться к тому, что все дороги в России станут платными. То есть, по сути, за проезд граждан на маршрутках и автобусах платить будут автомобилисты.

Платные дороги
Запланировал реализацию своего проекта Минтранс к 2035 году. Об этом говорится в подготовленном министерством проекте транспортной стратегии страны. Скорее всего, уже в 2025 году с автомобилистов начнут снимать деньги за проезд по дорогам регионального значения. В 2035 же году платными станут все дороги, включая те, что входят в дорожную сеть городов.
По мнению чиновников, такая система оплаты станет основой популяризации общественного транспорта и сокращения личного. В особенности полезным это будет, как считают в Минтрансе, в больших городах, где воздух очень сильно загрязнен и имеется проблема пробок. Также с помощью нового механизма министерство планирует увеличить финансирование транспортной системы страны.
Мнение экспертов: архитектор-градостроитель Илья Заливухин
Планы у Минтранса, конечно, не менее грандиозные, чем в СССР. Но возможна ли их реализация в наши дни и чем инициатива министерства может обернуться для граждан страны?
Об инициативе Минтранса, конечно же, высказались на настоящий момент уже многие эксперты. К примеру, по мнению архитектора-градостроителя Ильи Заливухина, идея бесплатного общественного транспорта может на самом деле понравиться многим гражданам страны.
«По-моему, в Таллине и в некоторых европейских странах также уже приходят к идее бесплатного общественного транспорта. Там он субсидируется государством. Мы же сегодня платим за транспорт, за газ, воду, электричество. Хотелось бы, чтобы инфраструктура городов стала бы менее дорогой», - сказал Заливухин.
«Автомобилисты не должны платить за других»: мнение Петра Шкуматова
Высказался об инициативе Минтранса и координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов, раскритиковавший проект министерства. По мнению Шкуматова, автолюбители вовсе не обязаны оплачивать проезд других граждан в общественном транспорте. В стране есть бюджет, из которого и можно взять деньги.
Как считает Шкуматов, денег в России вполне хватит на то, чтобы финансировать проезд не только в автобусах, но и на метро, на электричках и т. д. Как считает Шкуматов, автомобилисты в стране должны оплачивать лишь ремонт дорог и их содержание.
Оплата же за проезд по дороге должна сниматься только в целях борьбы с пробками для снижения трафика. То, что чиновники хотят брать деньги за проезд по всем дорогам страны, якобы обещая взамен бесплатный проезд на некоторых видах общественного транспорта, Шкуматов считает неправильным.
Мнение директора Института статистических исследований НИУ ВШЕ Георгия Остапковича
Свое мнение о бесплатном общественном транспорте на днях высказал и Георгий Остапкович. По его словам, во времена СССР популистские высказывания были в моде. При этом такие заявления зачастую не имели под собой никакой экономической основы.

Как считает эксперт, задачи, поставленные пленумом 60 года, невыполнимы и в наше время. Транспорт, по мнению Остапковича, как и сфера ЖКХ, — виды деятельности с низкой прибылью и рентабельностью. Если сейчас убрать оплату за коммунальные услуги и проезд в транспорте, эти отрасли просто не смогут самоокупаться. Вся нагрузка ляжет на государство, и оно, конечно же, будет вынуждено искать пути пополнения бюджета, к примеру повышая налоги.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание