Пора и за компьютер опять: школы вновь уходят в онлайн-режим обучения
27 сентября 2020С каждым днем все больше школ вновь возвращаются к практике дистанционного обучения. При этом весенняя самоизоляция показала, что качество онлайн-обучения далеко не всегда соответствует стандартам. Почему так происходит и с какими проблемами сталкиваются учителя, ученики и родители при дистанционной форме обучения – читайте в данной статье.
Минусы

Дистанционное обучение создает серьезные сложности и для учителей. Педагоги при такой системе ведения занятий сталкиваются с повышенной нагрузкой, времени на отдых практически не остается. Кроме того, дистанционное обучение может привести к возникновению неравенства между учениками. Сами школьники страдают от невозможности проводить время на свежем воздухе и огромного количества домашних заданий.
Осложнение ситуации

Новости из регионов подтверждают, что с каждым днем эпидемиологическая обстановка, связанная с коронавирусом, осложняется. Тысячи детей по всей стране переходят на дистанционку, не проучившись и месяца в обычном режиме. Так, по состоянию на 25 сентября в Приморском крае на онлайн-обучение перевели 37 классов в 29 школах. Рост заражений среди учеников и учителей послужил поводом для перевода на дистанционную форму обучения в 51 классе 35 школ Ростовской области. На сегодняшний день более 2000 детей в Саратове учатся удаленно. В Ленинградской области во многих школах и садах введен режим свободного посещения.
Мнение родителей

Родители школьников считают, что дистанционка приводит к расслоению в школах. Это особенно заметно в тех случаях, когда один класс отправляют на карантин, а других оставляют заниматься очно. Даже заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы Российской Федерации Олег Смолин считает, что такое расслоение имеет место. Очное обучение имеет более высокое качество, чем дистанционное. Именно поэтому чиновник считает неправильным снова переводить всех на дистанционное обучение. Переход может быть осуществлен только в том случае, когда иных способов организации процесса обучения нет. При этом зампред считает, что для учителей, ведущих занятия и в очном, и в дистанционном режиме, необходимо ввести дополнительные выплаты. Врачам установили дополнительные выплаты за возросший уровень нагрузки, и это было совершенно правильно. А вот учителям никаких материальных поощрений не вводили, хотя фонд благосостояния это вполне позволял.
Двойная нагрузка

Сочетание очной и дистанционной систем обучения дает двойную нагрузку на учителей. Преподаватель с 38-летним стажем, представитель профсоюза, учитель географии Леонид Перлов считает, что при совмещении преподавателем очной и дистанционной форм обучения один из видов деятельности обязательно будет страдать. Кроме того, никто не вводит дополнительные выплаты учителям за эту двойную нагрузку.
Новый подход
По мнению Леонида Перлова, дистанционное обучение в России еще не подходит для массового использования. Необходимо разработать новые методики и пособия, позволяющие оптимально выстроить онлайн-обучение. Сейчас же это больше похоже на попытку перенести традиционные формы обучения в режим онлайн. Как и любой другой гибрид, такая система работает не очень хорошо. Кроме того, Перлов считает, что большая часть учителей просто не готова к дистанционному обучению. В особенности это касается преподавателей старшей возрастной категории, к которой Леонид Перлов и сам принадлежит. Пожилые учителя оказались перед выбором – либо в максимально сжатые сроки принять новые условия и начать работать по-новому, либо прекратить педагогическую деятельность совсем. А ведь 30-40 % всех учителей – это люди старше 50 лет, 20 % педагогов уже за 60.
Методы контроля
Особой проблемой для учителей является контроль посещаемости учеников. Например, бывают ситуации, когда обучающийся зашел в конференцию, а через пять минут из нее вышел. Прерывать урок из-за одного отсутствующего ученика нельзя. Позже оказывается, что ребенок просто пошел по своим делам. О сложившейся ситуации учитель докладывает классному руководителю, который должен сделать замечание ученику и поговорить с его родителями. Однако порой таких ситуаций возникает слишком много. В результате половину рабочего времени учителя тратят на то, что рассказывают классным руководителям об отсутствии учеников на занятии или невыполнении ими работы.
Проблемы со здоровьем
Помимо организационных проблем учителя также сталкиваются с полным отсутствием времени на отдых. Светлана Володина, учительница русского языка и литературы из Ивановской области, рассказывает, что по утрам у нее в почте бывает по 150-250 писем. До начала учебного процесса она просто не успевает разобраться с ними. Из-за постоянной работы за компьютером у женщины сильно упало зрение. Кроме того, она стала хуже себя чувствовать, из-за малоподвижного образа жизни появилась значительная прибавка в весе. Помимо работы учителя-предметника Светлана также занимается классным руководством, поэтому отпуска у нее в этом году практически не было. Ей пришлось сопровождать детей на экзамены и заниматься оформлением всех необходимых документов.
Проблемы со здоровьем испытывают не только педагоги, но и дети. У них ухудшается осанка, снижается уровень двигательной активности, падает зрение.
Успеваемость

Большинство учителей считают главным минусом дистанционной формы обучения значительное снижение успеваемости. После лета многие дети пришли с нулевыми остаточными знаниями. Кроме того, некоторые ребята даже утратили навык системной работы. Успеваемость сильно волнует и родителей. При этом многие из них считают, что в этой проблеме главным образом виноваты педагоги. Юлия из Самары говорит, что на дистанционке учить детей приходится родителям. Единственное, что делают учителя – это задают горы домашней работы.
Основными проблемами при организации дистанционного обучения родители считают низкое качество соединения, перебои в работе обучающих платформ, низкую цифровую грамотность преподавателей, а также недостаточную мотивацию учащихся.
Социальные последствия
Если с физическими последствиями дистанционной формы обучения еще можно как-то бороться, то вот социальные последствия этого явления могут проявиться не сразу. Многие родители сравнивают онлайн-обучение с пребыванием в одиночном карцере и не понимают, в чем виноваты их дети и почему они должны оставаться взаперти.
Мнение учащихся
Сами школьники тоже не горят желанием возвращаться к дистанционной форме обучения, поскольку их беспокоит объем самостоятельной работы. Многие даже признаются, что боятся перехода на дистанционку больше, чем самого вируса. Учеба онлайн связана с постоянными перебоями в связи, из-за чего детям часто приходится проходить новый материал самостоятельно или просить помощи у родителей. Особенно обеспокоены ученики выпускных классов. Ведь им помимо выполнения самостоятельной работы приходится еще и готовиться к экзаменам. Время на друзей и собственные хобби практически не остается. Все это повышает уровень нервного напряжения и мешает сосредоточиться на учебе.
Напоследок хотелось отметить, что сейчас как родители с учениками, так и учителя надеются на улучшение ситуации в ближайшее время. Дети должны получать образование в привычной обстановке для них и педагогов.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание