Поляк по рождению, выдающийся русский летчик по призванию: как впервые на гидросамолете была выполнена знаменитая "петля Нестерова"
17 сентября 2020В Российской империи было много легендарных летчиков, совершивших великие подвиги. Одним из таковых является поляк по происхождению Ян Нагурский. Он является первым, кто совершил полет на гидросамолете М-9 севернее полярного круга, а также кто совершил на этом типе воздушного судна петлю Нестерова. В полет он отправился вместе с механиком Николаем Годовиком, но вот его имя не вошло в историю, хотя вклад также был неоценим. Давайте узнаем, что за человек был Ян Нагурский и какими выдающимися поступками отличился за свою карьеру.
Начало карьеры

Несмотря на то что Ян Нагурский родился в Польше, тем не менее он был полностью и безоговорочно предан Российской империи. В 1913 году он окончил Гатчинскую офицерскую военную академию и уже на последних годах обучения подавал большие надежды.
В 1914 году требовалась провести спасательную экспедицию по поиску и эвакуации пропавших в Арктике ученых. И Ян был одним из первых, кто вызвался добровольцем. Самое сложное заключалось в том, что на тот момент никто не имел подобного опыта, а полеты за Полярный круг вообще не совершались. Но это не остановило молодого летчика. Руководство одобрило его кандидатуру, и он вместе с механиком Николаем Годовиком приступил к подготовке к экспедиции.
Сложная задача

Спасательную экспедицию в других странах не поддержали, поскольку считали ее невыполнимой. В результате 21 августа 1914 года с советского аэродрома в воздух поднялся гидросамолет и направился к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. Полет длился более четырех часов, а всего Ян Нагурский совершил 5 разведывательных вылетов. К сожалению, все они оказались безуспешными, поскольку следы пропавших членов экспедиции так обнаружены и не были.
Но свои плоды миссия все-таки принесла. Летчику удалось собрать немало полезной информации и составить основные рекомендации по полетам в арктических условиях. На основании полученных им данных была написана книга, которую даже презентовали царю.
Легендарный подвиг

Ян Нагурский навсегда вписал свое имя в историю отечественной авиации в 1916 году. Его подвиг заключался в том, что он первым выполнил на гидросамолете одну из сложнейших воздушных фигур — мертвую петлю. На первый взгляд это кажется невозможным, ведь М-9 изначально конструировался с целью проведения разведки и спасательных операций на море, а его технические характеристики не позволяли выполнять сложные элементы. На самолете был установлен двигатель мощностью всего 150 лошадиных сил, способный развивать максимальную скорость 110 км/ч фюзеляж, крыло с оперением и межкрыльные стойки. Но несмотря на это, Ян Нагурский сумел поднять судно на высоту 3 километра и выполнил "петлю Нестерова". Во время маневра он чуть не выпал из самолета, но с трудом удержался и довел его до конца. После этого он повторил его несколько раз, а затем вернулся на аэродром, где его встречали как героя.
Но во время Первой мировой войны его самолет был сбит, после чего он еще какое-то время воевал на фронте, а затем навсегда уехал на родину. Но в Русской империи его имя не было забыто и сейчас вспоминается с гордостью.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание