Кандидат психологических наук Александр Писненко рассказал о ловушках, которые подстерегают первокурсников, и они оказываются на грани отчисления
3 сентября 2020Нередко случается так, что молодым людям, прекрасно окончившим школу и поступившим в институт, о котором давно мечтали, уже на первой сессии грозит отчисление. Примечательно, что ребята из провинции, живущие в общежитии, учатся успешнее, чем те их сверстники, которых дома ждет удобный письменный стол и горячий ужин.
О том, чем отличается учеба в школе и в институте, какие ловушки подстерегают ребят на первом курсе, рассказал Александр Писненко, кандидат психологических наук. Группа ученых под его руководством провела ряд исследований, целью которых была адаптация первокурсников.
Исследователи выяснили, что студенты делятся на три группы по многим характеристикам:
- Те, кто учится в родном городе.
- Те, кто уехал из дома родителей, но недалеко, и могут на выходные приезжать к ним.
- Еще одна группа — это ребята, приехавшие учиться с Дальнего Востока и из Сибири. Они лишены возможности регулярного живого общения с семьей.
Эти группы имеют разные проблемы в первый год обучения.

Учиться никто не заставляет
У ребят, которые после школы поступили в институт в своем городе, почти ничего в жизни не меняется. Привычный круг общения остается, бытовых проблем не прибавляется. При этом родители зачастую оберегают своих повзрослевших детей от возможных трудностей и не ослабляют контроль. Меняется только система обучения.
Писненко поясняет, что если в школе учителя должны были научить ребенка, независимо от его желания, то в вузе студент обязан научиться сам. Он получает всю необходимую информацию, которую необходимо освоить, но за этим никто не следит. Студенту никто не скажет, что завтра необходимо прийти с родителями на беседу, довольно редко проводится рейтинговый контроль.
День, два, неделю можно не готовиться к занятиям — и этого никто не заметит. А потом вдруг выясняется, что из института, в отличие от школы, отчисляют. Эксперт отмечает, что сегодня система бюджетного финансирования устроена так, что если намечено отчислить десять студентов — необходимо увольнять одного преподавателя. По этой причине к отчислению прибегают лишь в крайних случаях. Но это не означает, что если студент вообще не учится, его не отчислят.

Таким образом, получается, что психологически первокурсники остаются вчерашними школьниками — «домашними» детьми, которым необходим контроль. Они не верят в серьезные проблемы: из школы ведь никого не отчисляли. Они не могут понять, что попали в иную реальность, во взрослую.
Готовиться надо к сессии, а не к завтрашнему дню
Как правило, в школе задают домашние задания на завтра, послезавтра. В вузах два раза в год проводится сессия, студенты готовят рефераты, на подготовку которых даются месяцы. Многие первокурсники считают, что, несмотря на то что официально учебный год начался, пока можно ничего не делать — задания сдавать еще не скоро. А потом наступают бессонные ночи, когда голова пухнет от полученной информации, происходят нервные срывы. Можно ли заставить себя регулярно заниматься?

На этот вопрос Писненко отвечает вопросом: «А стоит ли заставлять? Может, человеку нравится все решать и учить в последние дни и часы?» Бесспорно, кому-то необходим тайм-менеджмент, кто-то предпочитает раскладывать все по полочкам. А другой соберется перед сессией, все выучит в авральном режиме: его способностей хватит на то, чтобы сдать экзамен успешно. Это очень индивидуально, не следует всех заставлять поступать по шаблону. Но если каждую сессию студент стоит на грани вылета, то надо срочно что-то менять.
Пора становиться самостоятельным
Студентам, оказавшимся во время учебы в общежитии, в некотором смысле проще адаптироваться к новым условиям. Ученые исследовали, какие факторы влияют на успешную учебу первокурсников. Они пришли к выводу, что это уровень школьной подготовки, способности, личностные характеристики. Но главными факторами оказались настойчивость и самостоятельность. Ученые из других вузов это подтверждают.
В институте самым востребованным качеством является именно самостоятельность. Жизнь в общежитии с необходимостью заботиться о себе, как-то обустраивать свой быт, как выяснилось, не мешает, а помогает учиться лучше. На первый взгляд, в общежитии у студентов время уходит на уборку, приготовление пищи, им никто не помогает, но в учебе они оказываются более успешными.
Писненко считает, что если в какой-то сфере человек самостоятелен, то ему проще организовывать учебную деятельность. Такой перенос самостоятельности из обычной жизни в учебу, по исследованиям ученых, действительно существует. Психологи считают, что опасения родителей по поводу того, что их ребенок будет себе готовить и стирать и это не позволит ему успешно учиться, несостоятельны.
А если родители продолжают контролировать?
Существуют ли способы нивелировать риски для первокурсника? От родителей действительно зависит очень многое. Когда взрослого ребенка родители от себя не отпускают, не разрывают «пуповину» — это очень плохо. Привычка к тому, что постоянно рядом находится контролер, при необходимости подстилающий соломку, до хорошего не доводит.
Писненко говорит, что ему как преподавателю становится смешно, когда к нему приходят мамы студентов и начинают выяснять, почему ее великовозрастный ребенок, которому уже перевалило за 20, получил на сессии тройку. Студенческий век длится всего четыре-пять лет, а за ним — взрослая жизнь.

Студент, живущий с родителями дома, не обречен на несамостоятельность и инфантильность, но родители должны отпустить его во взрослую жизнь. Нормальный родитель должен сказать: «Ты поступил, дальше двигайся сам». Не надо резко снимать опеку, но надо больше говорить со своим взрослым ребенком. Спрашивайте его, какие возникают проблемы, нужна ли помощь.
Психологи рекомендуют сдерживать себя, останавливать, когда уж очень хочется контролировать своего сына или дочь. Если он не учится, сессию он не сдаст, но это его проблемы, его выбор. Поймите, что ваш ребенок вырос.
Можно разочароваться в выбранной профессии
Еще одна проблема, которая часто подстерегает первокурсника, — разочарование. Юноша или девушка в 17 лет делает свой первый по-настоящему серьезный выбор. Но одно дело представлять теоретически свою будущую профессию, а другое - соприкоснуться с ней в реальности.
Писненко говорит, что он всегда мечтал о профессии психолога, но когда поступил в институт, с удивлением обнаружил, что здесь никто не учит «читать мысли», а изучают философию, историю, математическую статистику. Несоответствие реальности и «образа профессии» может так разочаровать, что студент решит бросить учебу.
В этом случае перед родителями и преподавателями стоит непростая задача — необходимо объяснить, что все самое интересное, ради чего молодой человек поступал, будет, но немного позже. Для начала необходимо освоить базовые знания. В этом случае важно не перестараться — если это действительно не его, то желательно лучше вовремя остановиться, поступить в другое учебное заведение.
Важно выбрать профессию осознанно, пусть и не сразу после школьной скамьи. Если молодому человеку трудно сейчас найти дело своей жизни, пусть он учится базовым вещам. Случается и так: выбрал профессию, особо не задумываясь и не мечтая о ней всю жизнь, пришел на работу — и все начинает получаться, и это радует. Психологи советуют не опекать излишне первокурсников, не дергать их лишний раз, не воспитывать, а просто любить. Это все еще наши дети, которые просто выросли.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание