Среда18 июня
Образование

Не такие безобидные, как казалось: ученым удалось доказать, что инверсионные следы самолетов оказывают существенное влияние на климат

25 апреля 2020

Как выяснили американские ученые, инверсионные следы, оставляемые в небе самолетами, оказывают сильное влияние на потепление климата. Тонкие ледяные облака, образованные струйными выхлопами, способствуют удерживанию тепла, идущего от земли, в атмосфере. Однако был сделан вывод и о том, что небольшие изменения в высоте полетов могут ослабить этот эффект. Только 2 процента полетов ответственны за 80 процентов атмосферных помех, вызванных следами.

Конспирология и ее развенчание учеными

По поводу инверсионных следов, оставляемых самолетами в воздухе во время полетов, уже успели сформироваться разнообразные теории заговора. Одна из них гласит о том, что некие агрессивно настроенные правительства целенаправленно способствуют распылению химических веществ на высоте, которые создают эффект изменения климата в сторону потепления во вред землянам. А достигается он с помощью все тех же следов, из которых образуются вредоносные облака.

Ученые спешат опровергнуть эту и ей подобные теории и сообщают, что, во-первых, следы являются ни чем иным, как случайным результатом смешения горячего, заполненного водяным паром выхлопа реактивного двигателя с холодным воздухом. Во-вторых, ни одно из существующих правительств не имеет к этому никакого отношения. При этом никакие силы не заинтересованы в изменении климата, напротив, предпринимаются все возможные меры для того, чтобы этого не допустить.

Опасения американских ученых

Когда человек смотрит на инверсионные следы с земли, они представляются ему довольно тонкими линиями на огромном небе. Но при определенных условиях они могут распространяться на очень большие расстояния - на десятки километров - и задерживаться на несколько часов.

А так как самолет за самолетом летят по воздуху по одному и тому же маршруту, новые и старые следы смешиваются и накапливаются, образуя воздушные ямы с ледяными облаками. Ученые называют их перистыми. Они располагаются на большой высоте и на большой площади.

Ученые, проведя ряд исследований, высказали опасения по поводу того, что по мере увеличения интенсивности воздушного движения эффект улавливания тепла перистыми облаками в 2050 году может быть в три раза больше, чем в 2006-м. Облака задерживают нагретый воздух, исходящий от земли, который при их отсутствии ушел бы в космическое пространство. По мнению представителей НАСА, это может оказать большое влияние на изменение климата на нашей планете.

Исследования британцев

Новое исследование, проведенное учеными из Великобритании, привело их к следующему выводу. Всего лишь 2,2 процента рейсов создают 80 процентов потепления, связанного с следами от полетов. "Нарушителями спокойствия" являются в основном рейсы, которые вылетают днем ​​и ранним вечером, чьи следы задерживаются на ночь, когда удерживаемое тепло не может быть отражено солнечным светом.

А последнее явление могло бы нейтрализовать ситуацию. Таким образом, по мнению Марка Стеттлера, занимающегося проблемой смягчения воздействия следов воздушных судов на климат с помощью различных технологий, опасными являются не все рейсы, а лишь совершаемые во второй половине дня.

Хорошие новости

Хорошая новость, по словам Стеттлера и его коллег, заключается в том, что самолеты могут избежать большинства инверсий с небольшими изменениями высоты. Обратные следы образуются только тогда, когда воздух сильно насыщен молекулами воды, которые могут присоединяться к частицам сажи из выхлопных газов двигателя и конденсироваться, превращаться в кристаллы льда и соединяться в облака. Однако часто это насыщение влагой ограничивается узкой полосой высоты, и самолеты могут находить более сухие участки, перемещаясь вверх или вниз.

Согласно математическим расчетам, отклонение курса менее чем на полкилометра вверх или вниз может снизить воздействие следов, приходящееся на "вредные" полеты, на 59 процентов. И в отличие от уже установленного длительного воздействия на климат CO2, инверсии наносят ущерб только в течение непродолжительного времени.

"Это действительно очень быстрый способ, с помощью которого авиационная отрасль может решить вопрос о ее отрицательном влиянии на климат", - говорит Стеттлер, профессор инженерных наук в Лондонском центре транспортных исследований Имперского колледжа.

Стеттлер и его коллеги основали свои выводы на полетах над Японией, совершавшихся в 2012 году, в результате которых были получены точные данные о местоположении фактических рейсов. Ученые сопоставили их с данными о погоде и использовали компьютерную модель, которая предсказывает, когда самолеты создают следы, чтобы увидеть, какие рейсы нанесли бы наибольший ущерб.

Следующим шагом является проверка того, что эти результаты сохраняются в других частях мира, и выяснение того, является ли целесообразным для авиакомпаний изменение маршрута полета.

Возможные варианты

Некоторые ученые сомневаются, что авиакомпании будут готовы скорректировать маршруты полетов, предназначенные для минимизации потребления топлива, что составляет около трети расходов авиакомпании. На данном этапе они вряд ли захотят заниматься поисками оптимальных мест в атмосфере.

Однако Кэтрин Эстеп, директор по коммуникациям отраслевой торговой группы "Авиакомпании для Америки", говорит, что они работают с НАСА и ФАУ, чтобы устранить потенциальные последствия противоаварийной защиты с помощью более эффективных самолетов, стратегий управления воздушным движением и замены традиционного топлива на более экономичное.

По оценкам, данным Стеттлером и его коллегами, предлагаемые корректировки высоты приведут к увеличению расхода топлива и выбросов углерода на этих рейсах всего на 0,27 процента.

На пользу своему имиджу и всей планете

Стеттлер называет результаты проведенного исследования доказательством того, что необходимо еще более глубокое изучение смягчения последствий влияния инверсионных следов самолетов на изменение климата.

Он также отметил, что все больше авиакомпаний с каждым днем начинает осознавать важность своей причастности к этому процессу. Об этом свидетельствуют и недавние заявления об отказе от выбросов углерода от JetBlue и Delta. А подобные факты могут произвести хорошее впечатление на общественность и помочь планете.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments