Нераскрытая тайна замка Шато де Шамбор: главным архитектором в строительстве дворца мог быть Леонардо да Винчи
21 марта 2020Во Франции много ярких мест. Одним из них является долина Луары. Этот географический регион расположен по течению реки Луары и внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь находится немало исторических объектов. Один из них - Шато де Шамбор, самый большой замок в долине. Есть предложение, что проектом замка занимался сам Леонардо да Винчи.
Неустановленное авторство
В 2019 году исполнилось 500 лет с лет с того дня, когда в Амбуазе умер Леонардо да Винчи. В это время в 50 км к востоку от данного города началось строительство Шато де Шамбор. Это самый большой замок в долине Луары.

Многие считают Шато де Шамбор одним из самых впечатляющих образцов архитектуры эпохи средневекового Возрождения. Но до сих пор остается загадкой, кто именно составил архитектурный план этого сооружения. Более того, сам план все еще не смогли найти.
Предположения историков
По мнению некоторых специалистов, на авторство Леонардо да Винчи указывает дизайн лестницы, которая выделяется на фоне других архитектурных решений того времени.
Особенной ее делает двойная спираль, позволяющая подниматься двоим людям без пересечения. То есть они будут двигаться параллельно. Такая лестница ощутимо ускоряет передвижение при наличии других людей.

Подниматься или опускаться без необходимости уступать дорогу – это было очень удобно для времени создания замка.
Визуально такая лестница напоминает нить ДНК, идущую вокруг полого ядра.
Подобный дизайн до момента строительства замка Шато де Шамбор во Франции не встречался. При этом историки отмечают, что среди различных проектов да Винчи таких визуальных элементов было немало.
На фоне этих фактов нетрудно провести параллель с известным Леонардо.
Некоторые историки убеждены, что нет никакой тайны. По их мнению, очевидно, что проект замка разработал да Винчи. В качестве подтверждения своей позиции они указывают на особенные элементы замка, которые соответствуют стилю и форме мышления именно Леонардо.

Речь идет о модульных фасадах, декоративных интерьерах и лестнице, выполненной в форме сетки.
Но официально озвучить такую позицию пока не получается, поскольку архитектурного плана замка нет, а значит, и авторство подтвердить нельзя.
Менее убежденные историки тоже признают, что замок будто пропитан духом известного итальянского эрудита.
Последний дом Леонардо да Винчи
Свои творческие будни в Риме итальянский изобретатель и художник завершил в 1516 году. Покинув римскую мастерскую, он присоединился к двору короля Франциска I, получив статус премьер-министра и архитектора.
Привлекла да Винчи возможность получения хорошей пенсии и королевского покровительства. Переехал Леонардо во французский замок Кло-Люсе в Амбуазе. В этом месте он и провел остаток своих дней.
В планах у да Винчи была разработка проекта королевской резиденции размером с небольшой город. Воплощение этой идеи должно было включать реализацию революционных архитектурных решений.

Сам проект изначально инициировал король, а Леонардо был привлечен как талантливый и опытный специалист. Франциск I хотел обогатить свою новую резиденцию элементами, свойственными итальянскому ренессансу, ставшему популярным в то время.
Для Леонардо участие в таком проекте означало возможность достичь кульминации своей творческой карьеры. Резиденция требовала различных современных на тот момент решений. И да Винчи мог смело разрабатывать новые варианты решения задач разного уровня.
Речь идет о таких сферах проектирования, как гидравлика, инженерия, градостроительство и архитектура.
Те идеи, которые Леонардо развивал в Милане, он мог в полной мере реализовать во Франции.
Неизвестный архитектор
Историк Паскаль Бриоист написал книгу, в которой можно найти исследование о связи между замком Шато де Шамбор и Леонардо да Винчи.

Паскалю удалось найти шесть рисунков итальянского художника, в которых содержатся инженерные и архитектурные элементы, реализованные в процессе строительства замка. Речь идет о винтовых башнях, извилистых лестницах, хорошо продуманных сантехнических сооружениях и садах, имеющих сложную структуру.
Проблема в том, что Леонардо не обозначил свои рисунки как часть проекта замка Шато де Шамбор. В итоге историкам остается формировать свои выводы на базе косвенных доказательств.
Возможно, работы Леонардо послужили вдохновением для другого архитектора.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание