Подростки самого северного штата: как живут и учатся школьники на Аляске
2 марта 2020В 1867 году, после территориального приобретения Соединенными Штатами, Аляска начала систему обязательного образования для детей из числа коренных народов. Оно длится более века, применялись различные модели обучения молодежи коренных народов. Дети в возрасте старше 5 лет были увезены из своих семей за сотни миль от их домов. В интернатах, где они жили, их учили, что места, откуда они приехали, отсталые, а их культура испорчена.

Школьная система Аляски
Работы Шелдона Джексона, генерального агента образования территории и архитектора школ-интернатов Аляски, наполнены культурно-шовинистическими, фанатичными убеждениями. «Они дикари и, за исключением тех, что на Южной Аляске, не имели цивилизационных, образовательных или религиозных правил, – писал Джексон об инуитах, которые жили вдоль западного и северного побережья Аляски. – Работа школьной системы Аляски заключается в том, чтобы не только научить этот народ чтению, письму и арифметике, но также и тому, как жить лучше, как зарабатывать больше денег».

Новая жизнь коренных народов
Большинство детей коренных народов этой территории не говорили по-английски и не понимали, почему их увозят из семей и сплоченных общин. Новая жизнь стала для них шоком. Как объяснил один из выпускников, им даже просто ехать в школу было страшно, ведь многие молодые сельские дети никогда не были в самолете.

Целые сообщества потеряли всю свою молодежь на девять или 10 месяцев в году. Группа исследователей в области социальных наук, изучающих последствия этой политики десятилетия спустя, обнаружила, что «потеря детей, которых забрали в интернат, создала огромную пустоту, которую, по словам опрошенных, заполнили алкоголь и разрушение общества».

Те же исследователи обнаружили, что опыт многих выпускников интернатов был неоднозначным. Были воспоминания о любви и дружбе наряду с чувством глубокой утраты и грусти.

Но насилие в системе интернатов было ужасающим. Пожалуй, самый яркий пример – Институт Врангеля, основанный в 1932 году. Это была единственная государственная начальная школа для жителей Аляски. Студентов жестоко избивали даже за незначительные нарушения, например за общение на родном языке. К тому времени, когда институт был закрыт в 70-х годах, двум поколениям внушали, что мир, из которого они пришли, был отсталым, а люди оттуда достойны наказания.

Затем, в 1972 году, студенты подали в суд на штат Аляска, заявив, что решение не «открывать местные средние школы в родных деревнях представляет собой образец и практику расовой дискриминации». Этот случай в конечном итоге привел к тому, что штат Аляска согласился создать школы в каждом сообществе, в котором было восемь или более учеников.


Местные школы
Средняя школа Edgecumbe, как и несколько других, были открыты на местах заселения коренных народов. Учреждение Edgecumbe, основанное в Ситке, было одним из немногих, где предоставлялось государственное образование сельским подросткам в течение десятилетий. Ему приписывают обучение поколения лидеров, которые одержали крупные победы за гражданские права коренных жителей Аляски.

Теперь это место, где поддерживается самобытность и культурное возрождение коренных народов. Зачисление является добровольным, а в дополнение к традиционным курсам поощряются национальные культурные мероприятия. В кампусе есть танцевальные коллективы коренных народов, здание, посвященное культурным мероприятиям, и еженедельная «Пятница жареного хлеба», где подают традиционные блюда.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание