Вторник29 июля
Новости и общество

Готовясь к визиту Папы Римского, реставраторы обнаружили в Кафедральном соборе Панамы гнезда и мумифицированных пчел

22 февраля 2020

Более века назад, когда Панама все еще была частью Колумбии, в Панама-Сити был только один собор. Кафедральная базилика Санта-Мария-ла-Антигуа, красивая и богато украшенная, построена 108 лет назад. Помимо людей, собравшихся на скамьях, у священников была еще одна скрытая аудитория - скопления пчел-орхидей, которые создавали свои клеточные дома в расщелинах алтаря.

Интересная находка

Мы никогда не узнаем, думали ли о них священники, но пчелы исчезли в 1875 году, когда реставраторы, восстанавливали собор от пожара 1870 года, покрывали свои камеры сусальным золотом. Пчелы, захороненные в золоте, а затем мумифицированные, оставались скрытыми в соборе до 2018 года, когда новый набор реставраторов обнаружил их камеры во время чистки колонн алтаря.

«Я работаю над реставрацией в течение 20 лет, и многие события прошли мимо меня, – говорит реставратор София Лобо, которая первой обнаружила клетки пчел. – Никогда в своей жизни я не видела ничего подобного».

София работает в Dalmática Conservação e Restauro, художественной реставрационной службе в Португалии, является соавтором научных статей о пчелах, опубликованных в журнале Hymenoptera Research.

«Наш собор довольно беден, по современным меркам, – говорит Венди Трибальдос, музеолог и журналист, который работал летописцем на восстановлении собора. – Но изначально это вообще была хижина».

История создания собора

В 1510 году испанские колонисты в своей горячей и жестокой погоне за золотом победили лидера коренного народа Семако и завоевали его город, согласно записи Инги Теллер в Международной энциклопедии революции и протеста.

Они переименовали его в Санта-Мария-ла-Антигуа, а два года спустя папа Адриан VI санкционировал создание первого собора в грязной хижине с соломенной крышей, принадлежавшего самому Семако. В 1524 году собор переехал в Панама-Сити, где он оставался до тех пор, пока валлийский капер Генри Морган не разрушил город. Панамцы восстановили свою столицу неподалеку, и в 1688 году началось строительство Кафедральной базилики Санта-Мария-ла-Антигуа, какой мы ее знаем сегодня.

Реконструкции собора

Со времени своего освящения в 1796 году собор претерпел ряд реконструкций, некоторые к лучшему, а некоторые решительно к худшему. Часть фасада собора упала во время землетрясения 19-го века и не ремонтировалась до 2004 года. Для восстановления были использованы четыре разных типа камней разных цветов.

В 1875 году, через пять лет после того, как собор был поврежден в результате пожара, церковь заменила свой кирпичный пол на более дешевый вариант. «Власти решили поставить этот бетонный пол, который я лично называю «парковочным местом», – говорится в документальном фильме Рикардо Гаго, президента Comité Amigos Casco Antiguo, который занимается восстановлением старых католических церквей.

Встреча важного гостя собора

Собор томился в относительном плохом состоянии до тех пор, пока не пришли новости о важном посетителе – папе Франциске, который планировал посетить Панаму в 2018 году. «Нам пришлось восстанавливать собор, чтобы встретить папу», – говорит София Лобо.

Так начался многолетний процесс очистки и восстановления, превращающий разрушенное здание в нечто, достойное Его Святейшества. «До начала реставрации в церкви были разбиты окна, поэтому в соборе гнездились голуби, – говорит Венди Трибалдос. – Но там постоянно находился кот, поэтому, по крайней мере, не было грызунов».

Чтобы подготовиться к встрече Папы Франциска, Софие Лобо было поручено восстановить декоративный фон алтаря высотой более 5 метров. Она осмотрела алтарь, вырезанный из плит красного дерева, на игольчатой ​​лестнице. Процесс восстановления занял четыре месяца.

Как были обнаружены пчелиные камеры

«Мы даже не видели пчелиные камеры в первый момент, потому что алтарь был покрыт золотом, – говорит она. – Но когда мы увидели гнезда, мы поняли, что это что-то естественное, сделанное какими-то насекомыми».

Структура напоминала скопления коры, больше похожие на кораллы, чем на соты. «В основном вы находите вещи, сделанные крысами или жуками, или даже гнездами обычных пчел, которые используют воск, – говорит София, но здесь все было по-другому».

София сняла одну из пчелиных камер и показала ее коллеге-реставратору. «Он сказал мне, что видел нечто подобное от бабочек на Ямайке, – говорит она. – Не похоже, чтобы это было возможно, но у него огромный опыт, так что, наверное, он был прав».

Необычные пчелы

Затем она показала фотографии энтомологу Аннетте Айелло в Смитсоновском институте тропических исследований в Панама-Сити. Энтомолог легко определила, что это дома, построенные таинственными, редко встречающимися самками пчел-орхидей вида Eufriesea surinamensis.

Пчела-орхидея выглядит немного странно: потусторонний металлический взгляд, фольгоподобный язык почти такой же длины, как и их тело, и задние лапки с бахромой цвета солнца. Самцов пчел-орхидей относительно легко обнаружить вокруг орхидей, но самки гораздо более осторожны. Они строят гнезда из грязи, коры и смолы, которые трудно обнаружить в их естественной лесной среде обитания. Самки пчел-орхидей собирают пыльцу и нектар со многих цветов, что затрудняет выбор конкретного места для их поиска.

После того, как реставраторы собрали каждую камеру, специалист по пыльце Galgani-Barraza и STRI Энрике Морено проанализировал сохраненные пыльцевые зерна внутри каждой клетки. Результатом стало калейдоскопическое исследование биоразнообразия Панама-Сити 19-го века с пыльцой 48 видов растений, более чем в два раза больше, чем видов растений, которые, часто встречаются у родственных видов орхидей в современной Бразилии.

«Интересно также показать, что эти пчелы могут сосуществовать и действительно сосуществуют с людьми, когда изменения в землепользовании, которые вызывали люди, не слишком велики», – пишет Берри Брози, биолог из Университета Эмори, который не участвовал в исследовании.

В электронном письме Брози отмечает, что пчелы-орхидеи относительно чувствительны к изменениям в землепользовании. Согласно Ihle Министерства сельского хозяйства США, исследование, сравнивающее текущую популяцию E. surinamensis, может дать представление о том, как человеческое развитие повлияло на пищевые предпочтения пчел.

В то время как вековая пыльца очаровывала исследователей в лаборатории, нынешние реставраторы были потрясены самими пчелами: их высушили в позолоченных камерах. Билл Висло сказал, что вполне возможно, что в некоторых камерах содержатся мумифицированные пчелы.

После того, как пчелы были удалены, София Лобо продолжила восстановление алтаря, и у нее была гораздо менее интригующая, гораздо более распространенная задача. «В алтаре было заражение термитами, – говорит Трибалдос. – София должна была заменить значительную часть работы новым деревом, которое еще не было затронуто термитами».

Один вопрос остается в голове у каждого исследователя – почему предыдущие реставраторы не собрали клетки пчел?

София Лобо подозревает, что они могли их не видеть, так как камеры были спрятаны в расщелинах и свитках колонн. Гальгани-Барраса размышляет, что, возможно, просто было легче покрыть клетки, чем удалить их.

В качестве еще одной иллюстрации общего низкого качества реставрации 1875 года Трибалдос приводит красный, зеленый и золотой блеск, который был намазан на рередо. «Как вы можете положить блеск на алтарь? – сказала она. – Сегодня красное дерево под окисленным блеском было обнаружено снова».

Заключение

26 января 2018 года Папа Римский Франциск приехал в церковь к восстановленному алтарю, официально освятив собор. Никто из исследователей не знает, был ли Франциск проинформирован о декоративных склепах пчел-орхидей, которые когда-то украшали колонны позади него.

В своей речи в базилике Франциск говорил о потере надежды, прося собравшихся «не позволять себе лишаться красоты, которую мы унаследовали от наших предков». Это больше не принадлежит только прошлому, но оно прекрасно для настоящего.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments