Четверг19 июня
Образование

В Древнем Египте священные ибисы были принесены в жертву в промышленных масштабах. Новые исследования позволяют понять, что привело к исчезновению птиц из болот Нила  

23 ноября 2019

В промежуток между 650-м и 250-м годами до н. э. жители Древнего Египта пожертвовали невероятное количество мумифицированных ибисов божеству Тоту – повелителю магии и мудрости. Его изображали с человеческим телом и головой птицы с длинным изогнутым клювом. Археологи обнаружили буквально миллионы этих жертвоприношений в глубинах древних египетских некрополей.

Ибисы, как панацея от любых неприятностей

В гробницах были похоронены мумии птиц, после того как люди решили с их помощью задобрить Тота. Они верили, что бог вылечит от всех болезней, подарит долгую жизнь или поможет разобраться в личной жизни. Ученые, изучив захоронение, сравнили их со свечами, зажженными в христианских церквях.

Только из одного некрополя Долины Царей Дра-Абу-эль-Нага под патронажем оксфордского археолога Франсиско Бош-Пуча были извлечены тысячи и тысячи мумий по обету, в которых использовались тушки птиц. Специалист объясняет, зачем древние египтяне прибегали к столь варварской традиции: «Ибис должен сообщить Тоту о человеке, совершающем приношение, чтобы божество позаботилось о смертном».

О чем идет речь

Мумия ибиса по обету представляет собой забальзамированную тушку птицы, тело которой скрыто в коконе из льняной материи, загрунтованной и раскрашенной в тему приносимого человеком обета (обещания). Приношение отдаленно напоминало младенца, завернутого в пеленки. Снаружи выступает только голова с длинным клювом. Вместо глаз вставляли стеклянные бусины или другие предметы.

Ибисовые фермы

Threskiornis aethiopicus, или африканский священный ибис, – достаточно крупная болотная птица из семейства Ибисовых. Она в больших количествах обитала в поросших тростником, заводненных долинах дельты Нила. Вплоть до завоевания Египетского царства римскими легионами, ежегодно в жертву приносили десятки тысяч особей.

К середине I тысячелетия до нашей эры подношение Тоту мумий по обету приобрело массовый масштаб. Вокруг ритуала выросла целая индустрия: одни отлавливали ибисов, вторые их продавали, третьи занимались мумификацией. В конце концов, предприимчивые люди поняли, что легче их выращивать на птичьих фермах, чем гоняться по болотам. Со временем доходный бизнес подчинили жрецы – птиц разводили в основном при храмах.

Именно так считали до недавнего времени ученые. Информация о крупных птичниках задокументирована в древнегреческих и римских летописях. Об этом писал даже историк и географ Геродот, называвший фермы ibiotropheia. Археологами также найдены следы подобных фермерских хозяйств.

Вопросы ждут ответа

Последние генетические исследования ученых показывают, что дела обстояли немного иначе. Скорее всего, ибисов все же отлавливали в дикой природе (по крайней мере, большую их часть), а на фермах содержали только до того момента, пока не появится клиент.

Специалисты давно задумывались, если ибисов разводили на фермах, почему они исчезли из орнитофауны Египта? Изменение климата и хозяйственную деятельность можно исключить, потому что вплоть до 20 века антропологическое влияние было незначительным. Хватает диких заповедных мест и сегодня.

История, записанная в генах

Палеогенетик Австралийского исследовательского центра Гриффитского университета Салли Уасеф изучила ДНК 40 мумифицированных ибисов, датируемых примерно 481-м годом до н. э. Образцы были взяты из захоронений Туна-эль-Гебель (насчитывающего 4 млн мумий обета) и Саккара (1,5 млн мумифицированных ибисов). Затем древнюю ДНК сравнили с 26 генетическими образцами современных священных ибисов, обитающих в странах Африки за пределами Египта.

Анализ ДНК показал, что мумифицированные птицы древнего Египта имели генетическое разнообразие, подобное современному дикому населению в других частях Африки. Исследователи утверждают, что если бы птицы были выведены на крупных фермах, то ибисы стали бы менее генетически разнообразными в течение нескольких поколений и более восприимчивыми к распространенным болезням. Подобная ситуация сегодня наблюдается при промышленном выращивании птицы.

«Генетические вариации не показали какой-либо закономерности, которая появилась бы при длительном выращивании ибисов на фермах, как на птицефермах в наши дни, - говорит Салли. - Если ибисы и появлялись на фермах, то только на короткий промежуток времени. Потом их приносили в жертву и захороняли».

Альтернативное мнение

Впрочем, не все ученые принимают выводы Салли Уасеф за истину в последней инстанции. Франсиско Бош-Пуча обращает внимание, что у многих птиц есть признаки заживающих переломов и инфекционных заболеваний. То есть, переломы и болезни они заработали за месяцы до предполагаемой мумификации.

Получается нестыковка. Если, как утверждает Салли, ибисы на фермах находились короткое время, то откуда взялись повреждения? В природе раненые и больные ибисы просто не смогли бы охотиться и спасаться от хищников. Они бы давно погибли. Также Франсиско указывает на ряд заболеваний, обнаруженных у мумифицированных птиц, которые характерны для современных пернатых, выращиваемых в неволе.

Археолог Бош-Пуч так видит ситуацию: «Весь Египет между 650 и 250 годами до н. э. был, по сути, «фабрикой мумий». Мы находили мумифицированных особей, не достигших зрелости. Египтяне остро нуждались в огромном количестве ибисов».

Истина где-то рядом

Судя по расхождению мнений авторитетных ученых, наметилось противостояние двух школ: археологов-традиционалистов и генетиков-новаторов. Но скорее всего, правы все.

Франсиско Бош-Пуча логично полагает, что ставить доходный бизнес в зависимость от охотников, хищников и капризов природы нерентабельно и просто рискованно. «Мы говорим о миллионах животных, принесенных в жертву в разных местах по всему Египту. Полагаться только на охоту при таких количествах неубедительно», - говорит он. «Возможно, диких ибисов привлекала еда и они прилетали на фермы, где смешивались с фабричными обитателями. По сути, они становились племенными животными, привнося то самое генетическое разнообразие».

Кстати, многие путешественники вплоть до 19-го века отмечали, что ибисы являлись завзятыми обитателями помоек в городах Египта. Поэтому дикие особи вполне могли прилетать на кормежку на фермы.

Почетный профессор египтологии Бристольского университета Эйдан Додсон встал на сторону Салли Уасеф. Он резонно полагает, что, хотя новые генетические данные противоречат традиционным представлениям о том, как древние египтяне могли жертвовать и мумифицировать птиц в таком огромном масштабе, исследование ДНК является первым объективным анализом.

«Идея о том, что ибисы выращивались на фермах, просто наше предположение. Оно удобно объясняет их большое количество. Но у нас нет безупречных документальных и археологических свидетельств, - парирует Додсон. - Если египтяне не разводили ибисов, а добывали их в дикой природе, то для этого египтологам придется обосновать другую социальную конструкцию». Естественно, городить огород заново никому не хочется, когда под рукой стройная концепция ибисовых ферм.

Дорогу генетике

Исследование ДНК полезно не только для исследований древнеегипетского общества. До сих пор нет внятного ответа, почему африканский священный ибис, в конце концов, исчез в Египте к середине 19-го века. Ведь в других регионах южнее Сахары он процветает. И почему до сих пор не вернулся в прежние места обитания в дельту Нила?

«Потеря среды обитания не может быть единственным ответом, поскольку эти птицы отлично адаптируются, в том числе к городским условиям. Они вполне могут питаться на помойках, - вступает в диспут профессор археологии каирского филиала Американского университета Салима Икрам. - Это часть большой головоломки, которая касается взаимодействия людей и животных и их влияния на окружающую среду».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments