Четверг19 июня
Искусство и развлечения

Пукирев Василий Владимирович: биография, образование, карьера художника, картины

28 сентября 2018

Василий Владимирович Пукирев - русский художник жанровой живописи. В 60-е годы 19-го века он был среди подающих наибольшие надежды молодых художников. Однако единственная знаменитая картина Василия Пукирева - "Неравный брак". Биография и творчество Василия Пукирева - далее в этой статье.

Биография

Василий Владимирович Пукирев родился в 1832 году в Тульской губернии, точные дата и место рождения неизвестны. Он рос в крестьянской семье, однако с ранних лет тяготел к рисованию, и родители позволили ему учиться иконописи. Юный Василий делал большие успехи в этом мастерстве. Однажды его талант был замечен и высоко оценен покупателем икон, приехавшим из Москвы. Он предложил юноше ехать вместе с ним и поступать в художественный институт. С благословения родителей Василий отправился в путь. Он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, на курс профессора живописи Сергея Константиновича Зарянко.

Успехи начинающего художника были поистине блестящими - уже в 1850 году 18-летний Пукирев удостоился звания гимназического учителя рисования, а к 1855 году повысил свою квалификацию до неклассного художника (серебряная медаль, позволяющая повышать художественный ранг). Ниже представлена картина Василия Пукирева "Портрет М. Н. Облеуховой", за которую он и получил эту медаль в 1855 году.

"Портрет М.Н. Облеуховой"

Василий решил не продолжать повышение квалификации и уже в 1858 году выпустился под званием "свободного художника". Однако в 1860 году он все-таки представил институтской комиссии портретный этюд под названием "Девушка", за который был удостоен академической степени в области исторической, жанровой и портретной живописи. С 1861 года Василий Владимирович Пукирев стал преподавателем в своем училище и поселился в казенной квартире на его территории. С 1862 по 1863 год художник находился за границей, куда был отправлен дирекцией училища на средства благотворительного общества любителей художеств. Целью поездки было обозначено "обозрение картинных галерей и ознакомление с произведениями живописного искусства".

В 1863 году на академической выставке была представлена картина Василия Пукирева "Неравный брак". Она произвела необычайный фурор в среде искусствоведов и любителей живописи, поразив всех свежестью идеи и качеством исполнения, а также необычно большим для картин подобного сюжета размером - 173 на 136,5 см. За эту картину Василий Владимирович Пукирев был удостоен звания профессора живописи и получил средства на очередную поездку за границу - он путешествовал с мая по июль 1964 года.

"Неравный брак"

Во второй половине 60-х и начале 70-х годов картины Василия Владимировича Пукирева хоть и пользовались успехом, но превзойти "Неравный брак" так и не смогли. В 1973 году, из-за проблем со здоровьем, художнику пришлось оставить преподавание. Он продолжал писать картины, но каждая новая работа была откровенно слабее предыдущей. Во второй половине 70-х Пукирев вновь взялся за иконопись - его иконы того периода хранятся в церкви Страстного монастыря и храме Троицы Живоначальной.

В 1879 году бывшие коллеги Василия Пукирева добились для него пенсии от училища, однако этого было мало. Здоровье художника ухудшалось, и в начале 80-х годов он взялся за иллюстрации - им были созданы рисунки к произведениям "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя и "Записки охотника" Ивана Сергеевича Тургенева. Одну из иллюстраций к "Мертвым душам" можно увидеть ниже.

Иллюстрация Пукирева

1 июня 1890 года забытый всеми художник Василий Пукирев скончался в голоде и нищете. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Искусствовед Андрей Иванович Сомов написал небольшой некролог, который был опубликован в приложении к журналу "Вестник изящных искусств":

Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след.

"Неравный брак"

Главное произведение Василия Владимировича Пукирева "Неравный брак" появилось в то время, когда вопрос браков по расчету в России стоял особенно остро. 8 из 10 семейных союзов к середине 19-го века строились на основе материальной выгоды, и только 2 заключались по любви. В 1854 году на сцене Малого театра состоялась премьера пьесы Островского "Бедность не порок", а в 1861 году Священным Синодом был провозглашен запрет на браки с большой разницей в возрасте. Спустя всего три года свет увидел "Неравный брак" – картину, как никогда актуальную и злободневную. Ведь очень многие богатые пожилые мужчины, ищущие брака с бесприданницами, и молодые небогатые, желающие брака с богатыми пожилыми дамами, были возмущены этим церковным запретом и выступали с требованиями его отмены.

На полотне изображен обряд венчания молодой девушки и пожилого мужчины. Изображен на картине и сам художник - в образе шафера, стоящего позади невесты и явно недовольного происходящим.

"В мастерской художника"

"В мастерской художника"

Следующей большой картиной Василия Пукирева стало полотно "В мастерской художника", написанное сразу после возвращения из-за границы, в 1865 году. В роли художника изображен сам Пукирев. В своей мастерской он демонстрирует большую икону искусствоведу, в то время как попы рассматривают картину со светским сюжетом. В комнату боязливо заглядывает служанка - вероятно, чтобы посмотреть на зашедших в дом представителей церкви. Интереснее всего на картине обустройство мастерской Пукирева. Доподлинно неизвестно, изобразил ли автор какой-то реальный случай демонстрации икон и полотен, или же изобразил вымышленный сюжет.

"Ревность женщины"

"Ревнивая жена"

Василий Владимирович Пукирев написал эту картину в 1868 году, и она стала одной из первых приблизившихся к успеху "Неравного брака". Изюминкой картины является очень темное окно, в котором зритель не сразу различает обнимающихся мужчину и женщину. Название "Ревнивая жена" ("Ревность женщины") явно является ироничным - по тому, с какой жалостью и скорбью художник изобразил лицо несчастной женщины, трудно сказать, что он ее осуждает. Ревнивая женщина не ошиблась в своих подозрениях и, выследив неверного мужа, оказалась лицом к лицу с его изменой. Переехав из деревни в большой город, Пукирев впервые столкнулся со светским образом жизни - материальными ценностями, изменами в судьбе несчастных городских женщин. Вся эта суета богатых и аристократов явно была противна художнику. Желая обратить внимание на проблемы общества, Василий Владимирович делал их центром своих полотен.

"Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда"

"Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда"

Эту картину Василий Пукирев тоже написал в 1868-м, но здесь сюжет, скорее, из его детских и юношеских воспоминаний - внутри простой крестьянской хаты сельский дьяк на примере специальной картинки рассказывает крестьянам про Страшный суд и его последствия. Как и в случае с полотном "В мастерской художника", здесь очень интересны факты быта - общий вид избы, ее обстановка, одежда крестьян, настенные иконы. Так же характерны жесты - женщины придерживают голову рукой, размышляя над словами дьяка, а маленький мальчик в ужасе жмется к маме.

"Мальчик с птичьим гнездом"

"Мальчик с птичьим гнездом"

Крестьянский мальчик с картины "Дьячок" - не первый подобный герой на картинах Пукирева. В 1856 году, во время обучения в училище, художник уже изображал маленького крестьянина на картине "Мальчик с птичьим гнездом". На ней изображен задумчивый мальчик, собирающийся перейти лесную речку - в руке он бережно держит птичье гнездо. Неизвестно, подобрал ли мальчик упавшее гнездо с земли, или самостоятельно снял его с ветки. Одно ясно - доброе лицо мальчика никак не делает его хулиганом и разорителем птичьих жилищ. Скорее всего, он нашел гнездо на земле и решил принести его домой, чтобы не дать будущим птенцам погибнуть от лап хищников.

"Прием приданого в купеческой семье по росписи"

"Прием приданого по росписи"

Еще одно полотно Василия Владимировича Пукирева на тему брака и его отвратительной, материальной стороны. На картине показан обычный для своего времени сюжет - семья невесты за несколько дней до свадьбы собирает ее приданое, чтобы отправить его в дом жениха. Очевидно, насколько неприятна эта процедура семье невесты - горделивая поза жениха, наблюдающего за процессом в дверях, неприятная фигурка приказчика со списком, явно придравшегося к качеству платья. Невеста с сестрой или подругой с ужасом наблюдает за этой картиной. Тем временем мать невесты вместе с младшей дочерью укладывает стопки белья в сундук. Ее лицо явно выражает попытку абстрагироваться от происходящего.

Полотно было создано в 1873 году, как и на предыдущих картинах, здесь интересны быт и обстановка небогатого купеческого дома - скромная обстановка, несколько картин и клетка с канарейкой, подвешенная к потолку.

"Сбор недоимок"

"Сбор недоимок"

С этой картиной в 1875 году Василий Владимирович Пукирев снова вернулся к крестьянской теме. Изображен очередной печальный сюжет - женщина на коленях умоляет пристава не забирать ее корову. Очевидно, скотину уводят в счет каких-то долгов, коими крестьяне в то время были обложены со всех сторон - художник знал об этом не понаслышке, потому в картине столько искреннего страдания. Очень интересно световое решение - словно на сцене, молящая крестьянка и пристав находятся на свету, в то время как семья женщины остается в тени. В этом выражена вся их безысходность - они рядом, но никак не могут повлиять на происходящее.

"Прерванное венчание"

"Прерванное венчание"

Одной из последних картин Васили Пукирева, снискавших одобрение и успех, стало это полотно, написанное в 1877 году. Второе название картины - "Двоеженец" - легко объясняет зрителю, чем же было прервано венчание и от чего потеряла сознание невеста. Женщина в черной мантии рядом с женихом - его жена. Очередной сюжет на тему венчания вновь произвел фурор на выставке: сбежавший муж, желающий обмануть сразу двух женщин и вновь жениться на другой - это стало распространенной проблемой к концу 19-го века. Полотно поражает своей сиюминутностью - все фигуры выглядят живыми, замершими неподвижно лишь за секунду до того, как зритель обратил на них внимание.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments