Пукирев Василий Владимирович: биография, образование, карьера художника, картины
28 сентября 2018Василий Владимирович Пукирев - русский художник жанровой живописи. В 60-е годы 19-го века он был среди подающих наибольшие надежды молодых художников. Однако единственная знаменитая картина Василия Пукирева - "Неравный брак". Биография и творчество Василия Пукирева - далее в этой статье.
Биография
Василий Владимирович Пукирев родился в 1832 году в Тульской губернии, точные дата и место рождения неизвестны. Он рос в крестьянской семье, однако с ранних лет тяготел к рисованию, и родители позволили ему учиться иконописи. Юный Василий делал большие успехи в этом мастерстве. Однажды его талант был замечен и высоко оценен покупателем икон, приехавшим из Москвы. Он предложил юноше ехать вместе с ним и поступать в художественный институт. С благословения родителей Василий отправился в путь. Он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, на курс профессора живописи Сергея Константиновича Зарянко.
Успехи начинающего художника были поистине блестящими - уже в 1850 году 18-летний Пукирев удостоился звания гимназического учителя рисования, а к 1855 году повысил свою квалификацию до неклассного художника (серебряная медаль, позволяющая повышать художественный ранг). Ниже представлена картина Василия Пукирева "Портрет М. Н. Облеуховой", за которую он и получил эту медаль в 1855 году.

Василий решил не продолжать повышение квалификации и уже в 1858 году выпустился под званием "свободного художника". Однако в 1860 году он все-таки представил институтской комиссии портретный этюд под названием "Девушка", за который был удостоен академической степени в области исторической, жанровой и портретной живописи. С 1861 года Василий Владимирович Пукирев стал преподавателем в своем училище и поселился в казенной квартире на его территории. С 1862 по 1863 год художник находился за границей, куда был отправлен дирекцией училища на средства благотворительного общества любителей художеств. Целью поездки было обозначено "обозрение картинных галерей и ознакомление с произведениями живописного искусства".
В 1863 году на академической выставке была представлена картина Василия Пукирева "Неравный брак". Она произвела необычайный фурор в среде искусствоведов и любителей живописи, поразив всех свежестью идеи и качеством исполнения, а также необычно большим для картин подобного сюжета размером - 173 на 136,5 см. За эту картину Василий Владимирович Пукирев был удостоен звания профессора живописи и получил средства на очередную поездку за границу - он путешествовал с мая по июль 1964 года.

Во второй половине 60-х и начале 70-х годов картины Василия Владимировича Пукирева хоть и пользовались успехом, но превзойти "Неравный брак" так и не смогли. В 1973 году, из-за проблем со здоровьем, художнику пришлось оставить преподавание. Он продолжал писать картины, но каждая новая работа была откровенно слабее предыдущей. Во второй половине 70-х Пукирев вновь взялся за иконопись - его иконы того периода хранятся в церкви Страстного монастыря и храме Троицы Живоначальной.
В 1879 году бывшие коллеги Василия Пукирева добились для него пенсии от училища, однако этого было мало. Здоровье художника ухудшалось, и в начале 80-х годов он взялся за иллюстрации - им были созданы рисунки к произведениям "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя и "Записки охотника" Ивана Сергеевича Тургенева. Одну из иллюстраций к "Мертвым душам" можно увидеть ниже.

1 июня 1890 года забытый всеми художник Василий Пукирев скончался в голоде и нищете. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Искусствовед Андрей Иванович Сомов написал небольшой некролог, который был опубликован в приложении к журналу "Вестник изящных искусств":
Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след.
"Неравный брак"
Главное произведение Василия Владимировича Пукирева "Неравный брак" появилось в то время, когда вопрос браков по расчету в России стоял особенно остро. 8 из 10 семейных союзов к середине 19-го века строились на основе материальной выгоды, и только 2 заключались по любви. В 1854 году на сцене Малого театра состоялась премьера пьесы Островского "Бедность не порок", а в 1861 году Священным Синодом был провозглашен запрет на браки с большой разницей в возрасте. Спустя всего три года свет увидел "Неравный брак" – картину, как никогда актуальную и злободневную. Ведь очень многие богатые пожилые мужчины, ищущие брака с бесприданницами, и молодые небогатые, желающие брака с богатыми пожилыми дамами, были возмущены этим церковным запретом и выступали с требованиями его отмены.
На полотне изображен обряд венчания молодой девушки и пожилого мужчины. Изображен на картине и сам художник - в образе шафера, стоящего позади невесты и явно недовольного происходящим.
"В мастерской художника"

Следующей большой картиной Василия Пукирева стало полотно "В мастерской художника", написанное сразу после возвращения из-за границы, в 1865 году. В роли художника изображен сам Пукирев. В своей мастерской он демонстрирует большую икону искусствоведу, в то время как попы рассматривают картину со светским сюжетом. В комнату боязливо заглядывает служанка - вероятно, чтобы посмотреть на зашедших в дом представителей церкви. Интереснее всего на картине обустройство мастерской Пукирева. Доподлинно неизвестно, изобразил ли автор какой-то реальный случай демонстрации икон и полотен, или же изобразил вымышленный сюжет.
"Ревность женщины"

Василий Владимирович Пукирев написал эту картину в 1868 году, и она стала одной из первых приблизившихся к успеху "Неравного брака". Изюминкой картины является очень темное окно, в котором зритель не сразу различает обнимающихся мужчину и женщину. Название "Ревнивая жена" ("Ревность женщины") явно является ироничным - по тому, с какой жалостью и скорбью художник изобразил лицо несчастной женщины, трудно сказать, что он ее осуждает. Ревнивая женщина не ошиблась в своих подозрениях и, выследив неверного мужа, оказалась лицом к лицу с его изменой. Переехав из деревни в большой город, Пукирев впервые столкнулся со светским образом жизни - материальными ценностями, изменами в судьбе несчастных городских женщин. Вся эта суета богатых и аристократов явно была противна художнику. Желая обратить внимание на проблемы общества, Василий Владимирович делал их центром своих полотен.
"Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда"

Эту картину Василий Пукирев тоже написал в 1868-м, но здесь сюжет, скорее, из его детских и юношеских воспоминаний - внутри простой крестьянской хаты сельский дьяк на примере специальной картинки рассказывает крестьянам про Страшный суд и его последствия. Как и в случае с полотном "В мастерской художника", здесь очень интересны факты быта - общий вид избы, ее обстановка, одежда крестьян, настенные иконы. Так же характерны жесты - женщины придерживают голову рукой, размышляя над словами дьяка, а маленький мальчик в ужасе жмется к маме.
"Мальчик с птичьим гнездом"

Крестьянский мальчик с картины "Дьячок" - не первый подобный герой на картинах Пукирева. В 1856 году, во время обучения в училище, художник уже изображал маленького крестьянина на картине "Мальчик с птичьим гнездом". На ней изображен задумчивый мальчик, собирающийся перейти лесную речку - в руке он бережно держит птичье гнездо. Неизвестно, подобрал ли мальчик упавшее гнездо с земли, или самостоятельно снял его с ветки. Одно ясно - доброе лицо мальчика никак не делает его хулиганом и разорителем птичьих жилищ. Скорее всего, он нашел гнездо на земле и решил принести его домой, чтобы не дать будущим птенцам погибнуть от лап хищников.
"Прием приданого в купеческой семье по росписи"

Еще одно полотно Василия Владимировича Пукирева на тему брака и его отвратительной, материальной стороны. На картине показан обычный для своего времени сюжет - семья невесты за несколько дней до свадьбы собирает ее приданое, чтобы отправить его в дом жениха. Очевидно, насколько неприятна эта процедура семье невесты - горделивая поза жениха, наблюдающего за процессом в дверях, неприятная фигурка приказчика со списком, явно придравшегося к качеству платья. Невеста с сестрой или подругой с ужасом наблюдает за этой картиной. Тем временем мать невесты вместе с младшей дочерью укладывает стопки белья в сундук. Ее лицо явно выражает попытку абстрагироваться от происходящего.
Полотно было создано в 1873 году, как и на предыдущих картинах, здесь интересны быт и обстановка небогатого купеческого дома - скромная обстановка, несколько картин и клетка с канарейкой, подвешенная к потолку.
"Сбор недоимок"

С этой картиной в 1875 году Василий Владимирович Пукирев снова вернулся к крестьянской теме. Изображен очередной печальный сюжет - женщина на коленях умоляет пристава не забирать ее корову. Очевидно, скотину уводят в счет каких-то долгов, коими крестьяне в то время были обложены со всех сторон - художник знал об этом не понаслышке, потому в картине столько искреннего страдания. Очень интересно световое решение - словно на сцене, молящая крестьянка и пристав находятся на свету, в то время как семья женщины остается в тени. В этом выражена вся их безысходность - они рядом, но никак не могут повлиять на происходящее.
"Прерванное венчание"

Одной из последних картин Васили Пукирева, снискавших одобрение и успех, стало это полотно, написанное в 1877 году. Второе название картины - "Двоеженец" - легко объясняет зрителю, чем же было прервано венчание и от чего потеряла сознание невеста. Женщина в черной мантии рядом с женихом - его жена. Очередной сюжет на тему венчания вновь произвел фурор на выставке: сбежавший муж, желающий обмануть сразу двух женщин и вновь жениться на другой - это стало распространенной проблемой к концу 19-го века. Полотно поражает своей сиюминутностью - все фигуры выглядят живыми, замершими неподвижно лишь за секунду до того, как зритель обратил на них внимание.
Источник: fb.ru