Автобус малого класса ПАЗ-32054: история и описание
23 апреля 2015Автобус малого класса ПАЗ-32054 является одной из тридцати модификаций базовой модели самого массового автобуса России 90-х и 2000-х годов ПАЗ-3205. Отличительной видимой особенностью является двухдверная компоновка салона, но если заглянуть глубже, то выявится ряд технических новшеств. После поэтапной модернизации транспортное средство стало более надежным, повысились потребительские характеристики и моторесурс.
Скромный труженик
В декабре 1989 года на Павловском заводе им. А.А. Жданова (Нижегородская область, г. Павлов) была запущена в серию при «жизни» ставшая легендарной модель пригородного и городского автобуса малого класса ПАЗ-3205. Их можно встретить в каждом городе страны, ведь этот четырехколесный труженик стал самым массовым автобусом, производимым в стране. Всего разработано более 30-ти модификаций этой модели, десять из которых производятся серийно. Одной из них является автобус ПАЗ-32054.
Несмотря на скромную внешность, юркий «пазик» доказал свою полезность и на переполненных автомобилями улицах городов, и на пригородных маршрутах с небольшим пассажиропотоком, и в качестве спецтранспорта в организациях, предприятиях, учебных учреждениях различного профиля. А две автоматических двери ПАЗ-32054 гораздо удобнее одной.
Немного истории
25 лет назад никто и не предполагал, что только-только вставшему на конвейер ПАЗ-3205 уготована не только яркая жизнь, но и возможность побить рекорд долголетия своего предшественника – ПАЗ-672. Автобус не являлся следствием запланированного обновления модельного ряда. Наоборот, он был итогом отказа от производства более совершенной модели ПАЗ-3203, комплектующие для которой не смогли поставить смежные организации. Конструкторы завода нашли компромиссное решение – объединили новый кузов со старым шасси, естественно, проведя над последним все возможные доработки.
Первый опытный образец ПАЗ-3205 был собран летом 1979 года, лишь спустя десятилетие поступив в серию. Несмотря на значительный процент унификации и внешнюю схожесть с автобусами серии 3203, 3205 отличался планировкой салона и имел целый ряд конструктивных отличий по кузову. Через год заводчане представили предшественника современного ПАЗ-32054 – двухдверную модификацию ПАЗ-32051.
Особенности конструкции
Базовое шасси стало общим для всего многочисленного семейства новых «пазиков». Одной из значимых особенностей является оригинальная пневмогидравлическая тормозная система, позволившая искоренить одну из главных бед ПАЗ-672 – недостаточную эффективность рабочих тормозов с гидровакуумным приводом. Изменился и рулевой механизм – применение типа "винт-шариковая гайка" с встроенным гидроусилителем (от МАЗ-5336) позволило на 60% сократить число гибких шлангов, повысив надёжность работы узла.
Не осталась без внимания и подвеска: сужение рессорной колеи позволило уменьшить радиус разворота, а удлиненные передние рессоры совместно с установкой корректирующих пружин в задней подвеске увеличили плавность хода. Дизайн кузова большинства исполнений был однотипным. Это касается и ПАЗ-32054, фото которого, если закрыть глаза на дополнительную дверь, как две капли воды похоже на снимки ПАЗ-3205. В 2013 году после легкого рестайлинга изменился дизайн фар – они стали прямоугольными.
Компановка ПАЗ-32054
Технические характеристики этой модификации значительно улучшены в сравнении с базовой моделью. Кузов обзавелся двумя дверями в середине и в конце салона. В отличие от стандартных однодверных вариантов, это новшество значительно облегчило посадку-высадку пассажиров и повысило безопасность транспортного средства: в случае аварии или техполомок люди оперативнее могут эвакуироваться из салона. Из-за появления дополнительных дверей изменилось расположение кресел, а количество сидячих мест немного уменьшилось.
Силовая установка
Изначально под капотом было решено устанавливать два варианта силовых агрегатов – бензиновые и дизельные. Если бензиновые (производства ЗМЗ и ММЗ) отлично себя зарекомендовали, то с дизелями возникли непредвиденные проблемы. В качестве дизельных агрегатов рассматривались отечественный ГАЗ-542 и японский Hino W04CT. Первые дизельные «пазики» вышли на испытания в 1987 году, но из-за сложностей компоновки «газовский» мотор сошел с дистанции практически сразу, а дорогущий японский дизель ставили в ПАЗ-32054 лишь под заказ с начала 90-х.
Также развивалось направление езды на сжиженном газе. Еще в 1987 году были подготовлены техническое задание и техдокументация на автобус с пропановым газобаллонным оборудованием, опытные образцы которого были построены в 1987-1989 годах. Доводочные работы по этим машинам проводились совместно с конструкторами заводов ПАЗ, ГАЗ и ЗМЗ.
Сейчас ПАЗ-32054 (технические характеристики приведены ниже) имеет два типа исполнения:
- собственно модификация 32054 с бензиновыми моторами производства ЗМЗ;
- 32054-07 с бензиновыми ММЗ.
В таблице представлены характеристики каждой модели:
32054-07 | 32054 | |
Моторы | ММЗ Д-245.9Е2 ММЗ Д-245.9Е3 ММЗ Д-245.7Е2 | ЗМЗ 52342.10 ЗМЗ 5234.10 |
Мощность, л. с. | 130 130 117 | 124 130 |
Скорость (max), км/час | 96 (класс II) 85 (класс I-II) | 90 (класс II) 80 (класс I-II) |
КПП | СААЗ 136 или СААЗ 3206 | ГАЗ-3307 |
Цилиндры | 4R | 8V под углом 90° |
Нормы экологичности | Euro-3 | Euro-3,4 |
ПАЗ-32054: характеристики и преимущества
- Тип кузова: несущий, вагонной компоновки, цельнометаллический.
- Количество пассажирских мест: 18-23 сидячих, 38-43 общих.
- Ширина/длина/высота: 2530/7000/2880-2940 мм.
- Отличается надежностью подвески на любых дорогах.
- Улучшенные потребительские характеристики.
- Высокая ремонтопригодность.
Вывод
Простая, удобная для ремонта конструкция, компактные размеры, экономичность, высокая окупаемость и низкая (относительно конкурентов) стоимость позволили «пазику» завоевать сердца эксплуатирующих организаций и пассажиров.
Источник: fb.ru