Пятница25 апреля
Искусство и развлечения

Пронзительный роуд-муви о сложностях братской любви: каким получился долгожданный фильм "Кончится лето"

2 марта 2025

В конце февраля состоялась премьера ленты "Кончится лето", разрывающей шаблоны о братской любви. Эта картина, получившая Гран-при фестиваля "Маяк", стала настоящим открытием, заставившим зрителей задуматься о неизбежности выбора в условиях, когда будущее кажется безнадежным.

Работа Владимира Мункуева и Максима Арбугаева, не дающая выдохнуть, - это не то кино, которое вы включите, чтобы расслабиться. Оно тяжелое, местами медленное, но при этом не отпускающее. А после титров в воздухе висит вопрос: а могли бы вы пойти за братом в ад?

Социальная драма с криминальным уклоном

В якутском поселке, где жизнь крутится вокруг золотодобычи, а люди либо пьют, либо работают, либо мечтают сбежать, появляется Кеша (Юра Борисов), вышедший из тюрьмы по УДО. Его младший брат Тима (Макар Хлебников) – мечтатель, который верит, что институт в Новосибирске станет билетом в другую жизнь, а его отец (Дмитрий Поднозов), уставший от беспросветности, шепчет: "Не возвращайся".

Все планы рушатся, как карточный домик: Кешу подставляют, и он решает, что единственный выход – ограбить артель. Братья бегут, золото тянет за собой беды, а дорога превращается в череду встреч с людьми, которым блеск слитков застилает глаза. С этого момента фильм перестает быть просто социальной драмой. Он превращается в роуд-муви, криминальный триллер и даже вестерн, но без ковбоев, закона и без надежды на хороший конец.

Если присмотреться, то вся картина – это дорога. Она идет по воде и земле, где пыль въедается в одежду. Кеша и Тима бегут и пересекаются с людьми, которые не верят в счастливые финалы. Одни хотят нажиться на беглецах, а другие просто боятся связываться. А братья не ищут приключений, это приключения их находят.

Реальная история

Дуэт Мункуева и Арбугаева – любопытный симбиоз. Первый, автор драмы "Нуучча", знает, как вплести этнический колорит в универсальную историю. Второй, номинант на "Оскар" за документальный фильм "Выход", отвечающий за визуальную составляющую картины, принес в игровое кино привычку "ловить" жизнь такую, как она есть.

Арбугаев в интервью рассказал, что идея фильма родилась из реальной истории, которую он услышал, когда оказался в тех местах: два брата, ограбление, погоня, но их поймали. А режиссерам захотелось пойти дальше, представить, что было бы, если бы они сбежали.

Потрясающая операторская работа

Камера здесь не статична: она дышит, дрожит, мчится за героями по болотам и иногда замирает, как будто хочет дать время подумать. И в такие моменты тишина говорит громче любых слов. "Мы отказались от графики и искусственного света, – признается Арбугаев. – Даже финал переписывали на ходу. Хотелось, чтобы зритель чувствовал: все может поменяться в любой момент".

Импровизация – главный козырь картины. Кстати, актеры сами выбрали песню Цоя, которая позже стала лейтмотивом, а фраза "кончится лето" превратилась в пророчество.

Контраст характеров

По мере развития сюжета братья, словно в древнегреческой трагедии, движутся к неизбежной развязке. Герои идут по пути, который, кажется, выбрал за них кто-то другой, и чем дальше они бегут, тем глубже вязнут. Их ждут опасности и неожиданные повороты, а встреча с разными людьми лишь подчеркивает контраст между их характерами.

И самое страшное не сама погоня, а то, как меняются братья. Кеша, интерпретируя известную фразу Марка Аврелия "Делай что должно, и будь что будет", демонстрирует удивительную свободу и хладнокровие, в то время как Тима, сталкиваясь с новыми реалиями, быстро взрослеет и учится принимать решения.

Юра Борисов играет так, что мурашки бегут по коже. Его Кеша, способный на жестокость, не монстр, а человек, который однажды решил, что правила не для него. Он улыбается, шутит, а потом хладнокровно стреляет. Сначала бывший заключенный просто хочет выжить, но потом вдруг входит во вкус, и количество трупов растет. С каждым новым преступлением он становится все менее похожим на того брата, которого Тима ждал и встречал на причале.

А младший, напротив, пытается сохранить человечность, но вынужден принимать решения, меняющие его навсегда. И когда он кричит: "Мы же не так договаривались", кажется, что он обращается не к брату, а к жизни, его обманувшей. Тима, который в начале фильма кажется идеалистом, вцепившимся в свой шанс сбежать, постепенно понимает, что его, возможно, никогда и не было.

Золото, тянущее на дно

Тема золота в российском кино всплывает не в первый раз. И чаше всего оно символ как власти, так и разрушения. В "Кончится лето" слитки такие же тусклые, как глаза тех, кто за ним гонится. Это просто кусок металла, который никому не приносит счастья.

Природа как символ неизбежности

Природа здесь не фон, а полноценный персонаж. Солнечные дни в поселке сменяются ледяным ветром, река несет братьев то к спасению, то к гибели. Локации меняются: вот уютная хрущевка, затем зловещий прииск и, наконец, бесконечная тайга. Все это снято так, что хочется прикоснуться к экрану, чтобы проверить, настоящий ли иней на ветках. Кажется, что пейзажи отражают состояние героев – пустота, холод, безысходность, но при этом есть в них что-то завораживающее. И это тоже часть фильма – конфликт между красотой и суровостью.

Природа, становящаяся символом неизбежности и фатализма, дает понять, что, несмотря на все усилия, человек – всего лишь ее часть.

Открытый финал

Не ждите хеппи-энда. Фильм завершается так же, как начинается – неопределенностью. Братья расстаются с тихим "прости". Камера отдаляется, оставляя их в равнодушном пейзаже. Что дальше? Съемочная команда не дает ответа, словно спрашивая: а вы бы смогли простить?

Картина не пытается шокировать или учить, а просто показывает, как легко сорваться в пропасть, держа за руку того, кто тебе дорог. "Кончится лето" – это не просто история о братьях, оказавшихся в бегах, а фильм о том, как наши решения влияют на окружающих, и о том, как иногда судьба оказывается сильнее наших намерений.

В этом смысле картина перекликается с такими произведениями, как "Крестный отец" и "Брат", но с акцентом на важности родственных связей и доверия. Мункуев и Арбугаев сделали что-то, что выходит за рамки. И это тот редкий случай, когда авторское кино отлично работает и на зрителя. После просмотра остается странное чувство: как будто ты сам был с братьями в этой лодке, видел в их глазах страх и отчаяние.

Как сказал бы Цой: "Больше надежд нету". Но здесь их никто и не ждал…

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments