Секреты холодной войны: база на глубине 30 м в ледниках Гренландии
3 февраля 2025Это был секретный город с ядерными реакторами, построенный под ледником, на глубине порядка 30 метров. Его истинное наследие раскрывается только сейчас. Команда техников из числа военнослужащих армии США в морозный октябрьский день 1960 года стояла в недрах ледника, завершая последние приготовления, которые должны были привести ядерный реактор в действие.
Утечка

Это была экспериментальная модель, небольшая и ненадежная, и, конечно, это были первые годы атомной энергетики; люди знали, что один-единственный всплеск радиации может их убить. Их окружали сверкающие снежные стены, которые приглушали голоса, отражали лучи фонарей и поглощали тиканье счетчиков Гейгера. Высоко над головами высился потолок из гофрированной стали. Под ногами лежала ледяная плита толщиной в 1,5 км. Когда цепная реакция наконец началась, в соседнем диспетчерском пункте раздались возгласы облегчения и триумфа. Но уже через несколько минут команда бросилась отключать реактор. Где-то глубоко во льду произошла утечка. Радиоактивные нейтроны устремились во тьму.
База «Сенчури»

Тщательно продуманный план, частью которого были эти люди, заключенные в леднике Гренландии, должен был продемонстрировать американскую изобретательность при строительстве огромной военной базы подо льдом под названием «Лагерь Сенчури».

После того как лагерь «Сенчури» заработал, газеты и журналы отправили репортеров посетить арктическую заставу и осмотреть лабиринт туннелей, освещенных реактором (к тому времени его утечку устранили с помощью свинцовых кирпичей и множества инженерных изобретений). Журналистам не рассказали, как и многим солдатам, жившим на станции, где могло разместиться до 200 человек, что лагерь «Сенчури» был прикрытием для секретного армейского проекта времен холодной войны. План, о котором не знало даже датское правительство Гренландии, десятилетиями оставался засекреченным.
Как это было

В течение семи лет, пока лагерь функционировал, персонал трудился и жил в полной изоляции. База находилась в 200 км от ближайшего человеческого поселения — базы ВВС "Туле". Продовольствие, топливо и оборудование доставлялись в «Сенчури» на санях в составе длинных караванов, известных как «качели». Таким же образом в лагерь попадали и люди.
Двадцать две сборные казармы располагались на приподнятых деревянных платформах, чтобы предотвратить таяние. В каждой из теплых, хорошо освещенных казарм была гостиная.
Мужчины жили в сборных бараках, построенных внутри льдины. Там не было ни солнечного света, ни пения птиц, ни ветра. По крайней мере раз в неделю в кинотеатре на базе показывали фильмы. В библиотеке была небольшая коллекция книг. Мужчины принимали душ и брились в общей ванной, ели в светлом обеденном зале. Все виды отходов: мусор, сточные воды, промышленные химикаты и даже радиоактивная вода, используемая для охлаждения реактора, — сбрасывались обратно в ледник, где они остаются замороженными. По крайней мере, пока.
Они пили воду, добытую из колодца в леднике, и однажды, когда Остину Ковачу, армейскому инженеру-исследователю, и его товарищам захотелось острых ощущений, они спустились по стальному тросу в колодец, пройдя по узкой ледяной шахте, вызывающей клаустрофобию, в огромную черную, как смоль, пещеру. Висеть там, в полной темноте, было захватывающе.
Плохая идея

Проект Iceworm был обречен с самого начала. В чем эти солдаты холодной войны, похоже, просчитались, когда зарисовывали свои ракетные туннели под снегом, так это в том, насколько они могли помешать ледникам вести себя так, как будто они живые. Они скользят и сжимаются, растут и текут. Здание внутри ледника было слишком неустойчивым и требовало очень большого ухода. Железные дороги из жесткой стали могли прогибаться под движением льда.
Ракеты могли перевернуться. Атомный реактор, соединенный с сетью труб, вентиляционных отверстий и каналов, которые сами находились в движении, подвергался риску из-за смещения льда под ним. Солдаты, вооруженные электрическими цепными пилами, бродили по узким туннелям, работая как скульпторы, расчищая снег. В конце концов армейским планировщикам пришлось признать, что это была плохая идея. В 1963 году реактор лагеря был остановлен, а три года спустя сам «Сенчури» был заброшен.
1966 год: люди пробурили дно ледника

В 1966 году, после нескольких лет упорной работы, люди пробурили дно ледника до самой поверхности Гренландии. Они пробурили более 1200 метров, собрав по пути первый ледяной керн, когда-либо пробитый сквозь ледниковый щит. И почти по наитию они пошли дальше, собрав 11 с половиной футов древней замерзшей почвы. Они остановились только тогда, когда у них сгорел подшипник бура.
Эта почва стала одним из самых загадочных наследий «Сенчури», хотя в то время никто не придавал этому особого значения. В течение многих лет после того, как база была заброшена, почва хранилась в банках в морозильной камере в Буффало, штат Нью-Йорк, а затем была перевезена в морозильную камеру в Дании. Мало что указывало на то, что в этих банках может быть что-то важное, и лишь немногие инструменты могли помочь раскрыть их значение.
1969 год: полное разрушение

Когда один из исследователей вернулся на базу 1969 году, то обнаружил полное разрушение. Он увидел нечто вроде горнодобывающей катастрофы, разворачивающейся в замедленной съемке. Снежные языки стекают по проходам. Стальные конструкции рушатся. Деревянные балки раскалываются, как кости. Невозможно передать подавляющую и в остальном невидимую мощь ледника. Люди отсутствовали совсем недолго, но уже намечалась неизбежная дорога в один конец — обломки, которые будут раздавлены, а затем поглощены, чтобы больше никогда не подняться.
Наследие в банках

От этого дерзкого военного плана не осталось и следа. Лагерь «Сенчури» был давно заброшен армией, а его туннели под снегом были раздавлены и поглощены беспокойным льдом. Но более удивительное наследие сохранилось благодаря нескольким забытым на десятилетия банкам, спрятанным в морозильных камерах. Неожиданные свидетельства, обнаруженные в этих банках, — последние остатки неопубликованного научного проекта, реализованного в лагере «Сенчури». Только в 2019 году Пол Бирман, геолог и профессор Вермонтского университета, и несколько его коллег начали изучать содержимое банок.
То, что они обнаружили, произвело революцию в нашем понимании древнего климата Гренландии и дало представление о возможном будущем. Команда Бирмана обнаружила в почве фрагменты листьев, веток, мхов и даже насекомых. Эти останки могли появиться только в то время, когда регион был свободен ото льда, а не покрыт километровым слоем льда. Это открытие позволило по-новому взглянуть на прошлое Гренландии. Почва свидетельствовала о том, что земля под лагерем «Сенчури» была свободна ото льда около 400 000 лет назад, в период, когда климат был немного теплее, чем сегодня, а уровень моря был значительно выше. Возможно, в недалеком будущем триллионы тонн пресной воды, которые в настоящее время заключены в ледяном покрове Гренландии, растают и попадут в океан.
Сегодня

Забытый почти на полвека, сегодня этот лагерь представляет собой наглядный пример излишеств времен холодной войны, а также вызывает ностальгию по эпохе грандиозных проектов. «Подумайте, сколько энергии и ресурсов потребовалось для этого, — говорит Бирман, — чтобы построить эти туннели и разместить там солдат. Это почти научная фантастика. Сегодня никому и в голову не придет делать такое».
Несмотря на все эти планы, ни один из архитекторов базы, мысливших масштабно, и представить себе не мог, что непреходящим наследием "Сенчури" станут проводимые там исследования — все это было частью маскировки, скрывающей истинные ядерные цели лагеря. «Особенно когда осознаешь, что ребята, которые бурили в той траншее в 1966 году, понятия не имели, для чего это делают», - говорит Бирман.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание