“О японской авиации и людях”: в повторный прокат вышел “Ветер крепчает” Хаяо Миядзаки
16 января 2025В повторный прокат 16 января снова вышел мультфильм великого Хаяо Миядзаки "Ветер крепчает". Эту премьеру нельзя назвать очередным шедевром студии Ghibli, это скорее интимное признание мастера, обращенное к взыскательному зрителю. Медленный, глубокий, как океан, фильм предлагает не увлекательное приключение, а погружение в собственные мысли и чувства.
Просто о вечном

Этот повторный показ не для тех, кто привык к динамичным сюжетам и ярким спецэффектам. "Ветер крепчает" – это приглашение на встречу с самим собой в тишине кинозала, это долгий вдох перед тем, как снова окунуться в повседневную суету. Само название – фраза, заимствованная из поэмы Поля Валери, которая обрела новую жизнь в повести Хори Тацуо, а затем и в анимационном фильме Миядзаки. Именно повесть, написанная в середине 1930-х годов, подарила фильму трогательную историю любви и неминуемой потери, ставшей лейтмотивом всего повествования.
У Миядзаки тема болезни, столь часто встречающаяся у Манна и Ремарка, и цитата из Валери приобретают новый смысл. Если у Хори Тацуо фраза "Крепчает ветер! Значит, надо жить" звучит как гимн жизни, то у Миядзаки на фоне истории о создателе смертоносных машин она приобретает более сложный и неоднозначный характер. Скорее, здесь уместнее другая строчка Валери: "Сколь дорогая за долгость мысли плата мне дана!"
В чем главная "фишка" фильма

Центральный конфликт фильма связан с двойственностью образа главного героя, который, с одной стороны, является романтическим мечтателем, а с другой - создателем смертоносного оружия. Идентификация героя с Дзиро Хорикоси, конструктором истребителя "Зеро", усиливает эту неоднозначность. "Зеро", прославившийся в небесах Китая и Перл-Харбора, стал одним из самых эффективных истребителей начала Второй мировой войны, что неизбежно поднимает вопросы о моральной ответственности создателей оружия.
Несмотря на детальное погружение в мир авиастроения, фильм лишь поверхностно затрагивает вопросы войны и ее последствий. И хотя в кадре мелькают образы голодающих детей, а в диалогах звучат размышления о цене военных технологий, политический контекст остается размытым. Такой подход вызвал обвинения в отсутствии антивоенной позиции и даже в симпатиях к фашизму. В ответ на критику Миядзаки заявил, что его фильм "о японской авиации и людях" и он просто хотел показать историческую реальность без прикрас.
Пример жестокой японской честности

Миядзаки демонстрирует характерную для японской культуры прямолинейность, не скрывая сложных моральных дилемм. Его герой, обычный человек, любящий муж и талантливый инженер, одновременно становится создателем смертоносного оружия. Фильм провоцирует зрителя на размышления: кто виноват в трагедии войны – человек, создавший оружие, или те, кто его использовал?
Миядзаки как истинный художник не ограничивается конкретным историческим периодом. Его фильмы – это зеркало, отражающее вечные человеческие ценности и проблемы. "Ветер крепчает" – это не просто история одного человека, а размышление о природе творчества, о цене прогресса и о трагическом выборе, который часто приходится делать каждому из нас.
Это послание меланхолии, рожденное из осознания бренности бытия. И все же фильм Миядзаки — это гимн жизни во всей ее полноте. Несмотря на присутствие печали и страдания, жизнь остается прекрасной и желанной. Как будто вторя словам Валери, Миядзаки говорит: "Крепчает ветер! Значит, надо жить".
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание