Суббота14 июня
Здоровье

Нарушение звукопроизношения. Частые ошибки при самостоятельной постановке звуков

26 октября 2024

Родители детей с проблемами звукопроизношения, но без других логопедических затруднений обычно стараются самостоятельно исправить ситуацию. И кое-кому это вполне удается. Однако иногда их попытки ввести правильный звук оканчиваются неудачей. Обсудим типичные ошибки, встречающиеся при работе над звуками. Этот материал окажется полезным как для родителей, так и для начинающих специалистов в области логопедии. Нарушение звукопроизношения только на первый взгляд кажется простым. На самом деле оно таит много подводных камней.

Причины нарушения звукопроизношения

Причины неправильного звукопроизношения можно условно разделить на две категории:

  • Первая — когда ребенок не способен произнести звук, так как ему это физически дается с трудом. Здесь необходимо заниматься укреплением мышц, связанных с речеобразованием (такие методы, как логопедические массажи, артикуляционные и дыхательные упражнения, иногда даже медикаментозное вмешательство).
  • Вторая — когда ребенок не слышит звук и по этой причине путает его с другими. Во второй ситуации следует развивать у детей до пяти лет навыки слухового внимания, а после этого возраста обучать их распознавать на слух сложные звуки.

Стойкое нарушение звукопроизношения получится скорректировать только с опытным специалистом.

Не принимаются во внимание причины нарушения звукопроизношения

Одной из наиболее распространенных ошибок, которые совершают родители, является игнорирование индивидуальных особенностей ребенка. Каждый ребенок уникален. То, что помогло одному, необязательно сработает для другого. Совместное проговаривание звуков должно быть адаптировано под конкретного ребенка. Вместо того чтобы следовать общим рекомендациям, родителям стоит обратить внимание на то, как ребенок воспринимает звук, какие физиологические трудности могут у него возникать и как он реагирует на различные упражнения. Поэтому важно не только следовать инструкциям, но и внимательно наблюдать за ребенком, отмечать не только нарушение звукопроизношения, но и прогресс, и сложные моменты.

Родители ждут пяти лет, чтобы начать коррекцию

Родители обычно начинают исправлять произношение звуков у детей, когда те достигают возраста пяти лет и старше. Конечно, если ребенок неправильно произносит только один звук, можно приступать к занятиям и после пяти. Однако опыт показывает, что чем раньше начать, тем более успешными будут результаты.

Это особенно важно для детей, которые сталкиваются с трудностями в произношении всех или почти всех групп звуков, таких как шипящие, свистящие, [р] и [л] с их мягкими вариантами, [ч], [щ], [ц], а также звуки, развивающиеся на ранних стадиях онтогенеза, такие как [к], [г], [д], [т], [б], [п], [в], [ф], [м], [н] и их мягкие формы. Наиболее подходящий возраст для начала работы — это 4-4,5 года. Здесь речь идет исключительно про нарушение звукопроизношения.

У ребенка проблемы с несколькими звуками, а ставят только один

Коррекция нарушений звукопроизношения имеет правила, несоблюдение которых влечет за собой последствия. Часто родители начинают работать над исправлением лишь одного звука. К примеру, если у ребенка есть трудности со звуками [с], [ш], [р], первыми работают над [р], оставляя другие звуки в стороне.

Однако правильнее будет заниматься сразу всеми звуками, так как порой тот, на который меньше рассчитывали, появляется быстрее. К тому же появление одного звука может способствовать появлению других. Например, как только ребенок усваивает [ш], может появиться [ж], а за ним и [р]. После освоения [с] часто следуют [з] и [ц]. Ошибки в постановке звуков приводят к разочарованию родителей и ребенка, заставляют отказаться от своей цели.

Много времени уделяется артикуляционной гимнастике

Популярные ошибки в постановке звуков совершают не только родители, но и логопеды. Чрезмерно большое количество времени тратится на общую артикуляционную гимнастику.

Эти упражнения предназначены для подготовки работы артикуляционного аппарата (например, упражнение «Лошадка»), а также для быстрого перехода между различными позициями (например, упражнение «Почистим зубки»). Однако для закрепления конкретного звука следует выполнять упражнения, которые ориентированы именно на него. Артикуляционная гимнастика не является решением всех логопедических проблем. Это именно та ошибка в постановке звуков, которая приводит к увеличению времени коррекции и оттягиванию результата.

Дыхание остается без внимания

Постановка звуков речи требует времени и опыта. Очень часто родители не придают значение дыханию. Иногда отсутствие звука может быть вызвано неправильным дыханием. Следовательно, необходимо делать упражнения, которые помогают наладить правильное дыхание для речи.

Взрослые пытаются уговорить ребенка повторить звук

У детей с нарушениями тонуса артикуляционного аппарата наблюдаются трудности с произношением определенных звуков из-за недостаточной координации и силы мышц. Эти дети могут понимать, какие звуки нужно произнести, но из-за физического ограничения не способны успешно выполнить требуемые артикуляционные движения. В таких случаях подражание как метод обучения произношению не является эффективным, и необходимо прибегать к другим стратегиям.

Работа заканчивается в тот момент, когда появляется звук

Однако это лишь начало пути к совершенному звукоизвлечению. Когда звук только начинает формироваться, важно обеспечить его чистоту и устойчивость. Для этого необходимо сосредоточиться на таких аспектах, как дыхание, артикуляция и слуховой контроль. Без постоянной практики и внимательной коррекции этих элементов звук может потерять свою ясность и выразительность.

Далее следует уделить внимание музыкальности звучания, ведь одно дело — произвести звук и совсем другое — создать звучание, которое будет трогать сердца слушателей. Тут на первый план выходит работа над интонацией, динамикой и тембральным разнообразием. Задача заключается в том, чтобы научиться управлять звуком так, чтобы он передавал замысел и эмоциональное состояние исполнителя. На этом этапе полезно взаимодействовать с опытными педагогами или коллегами, которые могут дать ценные советы и направить ваше развитие.

Отсутствие регулярности в занятиях

Еще одной ошибкой является недостаток регулярности и систематичности в занятиях. Единовременные занятия не дадут стойкого результата, так как для формирования нового двигательного навыка требуется время и постоянная практика. Родителям необходимо установить четкий график занятий, который будет устойчивым и последовательным. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что работа над произношением — это регулярный и обязательный процесс, подобный образовательной или физической нагрузке.

Также часто упускается из виду важность положительного подкрепления. Похвала и поддержка играют важную роль в мотивации ребенка. Вместо того чтобы акцентировать внимание на ошибках, которые совершает ребенок, родителям следует хвалить его даже за небольшие успехи. Это помогает детям чувствовать себя увереннее и готовыми продолжать усилия. Негативная критика, напротив, может привести к отказу от дальнейших попыток и снижению мотивации. Родители должны стать союзниками в этом процессе, показывая ребенку, что они верят в его способности и готовы поддерживать на каждом этапе пути.

Заключение

Наконец, важно помнить о том, что родители не всегда могут справиться в одиночку и в некоторых случаях лучше вовремя обратиться за помощью к специалисту. Логопеды имеют профессиональные знания и опыт, которые могут значительно ускорить процесс корректировки звукопроизношения. Родители могут уточнить у специалиста план занятий, получить рекомендации по упражнениям и способам стимуляции ребенка. Главное — не стесняться искать помощи и стремиться к достижению наилучшего результата для своего ребенка.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments