Суббота21 июня
Образование

Практика и теория. Что свойственно научному знанию?

21 марта 2018

Опыт и знания приходят постоянно. Работа, учеба, семья и все сферы социальных отношений для человека открывают горизонты возможностей обучения и развития. Незнание приводит к ошибкам, неверным решениям, проблемам. Далеко не все знания являются научными, а понимание отличий научного знания от иного имеет существенное значение.

Классическое понимание научного знания

Науки появились давно, но философия, как царица наук, до сих пор ищет идеальные формулировки для понятий:

  • знания;
  • опыт;
  • теория;
  • норма права;
  • алгоритм;
  • программа и т. д.
понятие научного знания

Большинство ученых и исследователей считают, что понятие научного знания включает в себя такие свойства, как:

  • объективное отражение реальности: процессов, объектов, явлений;
  • системные представления о реальности;
  • рациональность, проверяемость и уникальность;
  • классифицируемость и точность.

Такое представление объективно, отчасти системно и рационально. Здесь фактически все, что свойственно научному знанию, определяется через общее представление о действительности, которое позволяет отделить информацию вообще от знаний в частности.

Число «Пи» и бочка полезных свойств

В каждой сфере активности человека есть свои особенности. Знания в высшей математике не похожи на знания стеклодува или бочкаря. Математика – это уникальный систематизированный спектр научных знаний по различным направлениям.

Геометрия и алгебра разнятся столь же сильно, как расчет полета космического аппарата на Луну от закладки фундамента дачного домика. В последнем случае не ясно, чего больше будет использовано: математики, теории материалов или опыта строительной бригады. Это вопрос спорный.

свойства научного знания

Но абсолютно точно можно сказать, что даже строитель-стажер использует математические знания, чтобы фундамент исполнял свою функциональность в полном объеме. И не обязательно отдавать себе отчет в том, какие именно знания были применены при конкретном строительстве, хотя фактор научности примененных знаний определит, насколько долго фундамент будет функционировать.

Математика до сих пор манипулирует бесконечным числом «Пи» и не может точно определить линию на сферической поверхности. Для стажера-стеклодува сделать шар из стекла идеальной формы – невелика задача. Начинающий бочкарь сделает бочку не только удивительно изящной формы, но и со спектром полезных свойств: форма бочки, использованный материал, его текстура, металл, конструкция имеют важное значение в бочарном деле, и это тоже научные знания особого рода.

Обычай и норма устного права

Не принято считать норму права знанием. Юриспруденция – это такая же наука, как и медицина. Так считают многие юристы и медики. Но как бы они не считали, научные познания в области права и здоровья есть и они представлены строгими, объективными, систематизированными и рациональными конструкциями.

Ежесекундно норма права и скальпель хирурга обеспечивают защиту интересов и здоровья людей. Но знание права является исключительно объективным и системным. Все, что свойственно научному знанию, присутствовало в праве еще тогда, когда оно было устным.

черты научного знания

По сей день обычай поведения тоже можно отнести к научному знанию, которое, к слову сказать, никогда не было представлено на бумаге, но четко отражает менталитет территории, особенности национального мышления социальных групп людей.

Дипломаты всегда принимают решения частично на основании знаний об особенностях менталитета людей, проживающих в различных странах. И такие решения носят абсолютно точный характер. Случались ситуации, когда дипломатия как наука и ее основные принципы уходили на второй план или не учитывались вовсе, а принять правильное решение помогало знание обычая страны.

Алгоритмы и программирование поведения

Компьютеры и программное обеспечение привели к тому, что научные знания стало возможным формализовать и использовать вне сознания людей. Принципиально в свойства научного знания всегда входят:

  • системность;
  • однозначность;
  • категории;
  • классификация.

Относительно свойства «однозначность» можно поспорить, но к точной трактовке и формулировке процессов, объектов, явлений всегда стремится исследователь, когда фиксирует или уточняет знание.

Алгоритмы в реальной жизни

Написать алгоритм и утверждать, что он отражает черты научного знания, можно, но на практике любая программа для компьютера – это всего лишь отражение текущих знаний разработчика. С момента сдачи программу в эксплуатацию всегда появляются новые идеи как в части составляющих ее алгоритмов, так и в реализации функционала интерфейса работы с ней.

Область применения любой программы не стоит на месте. Программа – это фиксированное отражение знаний и опыта разработчика, она не может развиваться самостоятельно. Развитие любой программной реализации осуществляется только разработчиком. Все, что утверждают идеологи систем искусственного интеллекта, верно только лишь в малой части. Современное программирование поведения основано на статичных знаниях. Программа не может выйти за пределы содержащихся в ней статичных алгоритмов.

Активные знания

Главное, что характеризует знание вообще, – активность. Знание только тогда является знанием, когда оно получено посредством предшествующего знания, а следовательно, может стать фундаментом для получения следующего знания. Все остальное – это информация и алгоритмы, то есть статика. Информацию воспринимают люди или компьютерные программы. Информацию воспринимает инструмент или станок и в пределах своей функциональности «превращает» воспринятый сигнал в нужное действие.

Тракторист управляет трактором, а это масса совершенно различных знаний, отчасти защищенных патентами и рационализаторскими предложениями. Трактористу совершенно нет необходимости знать, как работает двигатель внутреннего сгорания или как именно нужно засевать поле, которое ему поручили обработать. Он применяет не научные знания, но именно благодаря его действиям трактор будет выполнять работу, демонстрируя на практике то, что свойственно научному знанию, – практичность. В результате будет вспахано поле, посеяны зерновые или собран урожай.

Активные знания

Не исключено, что план обработки относился к экспериментальному полю, на котором происходит многолетний эксперимент по выведению нового вида зерновых культур. В данном случае то, что свойственно научному знанию, включает в себя:

  • фактор времени;
  • фактор планирования;
  • опыт развития конкретной зерновой культуры;
  • фактор умения управлять коллективом трактористов, экономистов, агрономов и других работников.

Достижение результата – сбор очередного урожая – может и не приведет к новому научном знанию, но даже отрицательный результат имеет значение. В процессе участвует множество людей, происходит непредвиденное количество природных явлений, поэтому вероятность получения неожиданных знаний не исключена.

Характерная черта научного знания – практичность, обусловленная объективностью как в части времени появления нужного решения, так и в том, как это решение использовать не только в области его «рождения». Знания всегда переносимы на различные области применения. Строгая и точная математика влияет на пространную и витиеватую философию, а «царица наук» до сих пор пытается показать математике, что ее фундаментальное основание – десять арабских цифр – далеко не тот фундамент, который свойственен точной науке.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments